1.4. Особенности проявления стрессовых реакций у обучающихся разного возраста

При оказании допсихологической помощи педагогу важно знать и учитывать возрастные особенности реагирования обучающихся на кризисную ситуацию. Одной из ключевых особенностей восприятия КС обучающимися является склонность связывать события с собственными поступками, мыслями или чувствами, даже если между ними нет объективной связи. Например, у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста могут возникнуть идеи: "Если я злился на маму, то из-за этого произошло землетрясение" или "Я плохо себя вел, и поэтому погиб дедушка". Такое восприятие обусловлено тем, что ребенок еще не способен полностью понимать сложные причинно-следственные связи; такого рода искажения могут усиливать тревогу и внутреннее напряжение, особенно в младшем школьном возрасте.

Дошкольный возраст (3 - 7 лет) характеризуется высокой эмоциональной зависимостью от родителей (законных представителей), ограниченными способностями к словесному выражению (вербализации) своих переживаний и преобладанием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В первые часы и дни после КС у дошкольников преобладают реакции, связанные с нарушением чувства безопасности: наблюдается резкое усиление страха отделения от родителей, плач, поиск физического контакта ("замирание" на руках у взрослого), возможны регрессивные проявления (сосание пальца, энурез, откат в речевом развитии). Поведение может колебаться от чрезмерной пассивности и заторможенности до немотивированного возбуждения и капризности. Психоэмоциональное напряжение часто выражается через символическую игру, рисование, а также через различные страхи (темноты, мифических персонажей, одиночества), которые являются отражением пережитого стресса. Задача допсихологической помощи в этот период - обеспечить постоянное физическое присутствие знакомого взрослого, тактильный контакт и создание максимально предсказуемой и спокойной обстановки.

Младший школьный возраст (7 - 11 лет) представляет собой этап психического развития, характеризующийся активным формированием когнитивных, эмоциональных и социальных функций. В условиях КС, ЧС у обучающегося младшего школьного возраста могут возникать ОСР, которые проявляются в виде психологических или физиологических реакций.

Для острого периода (первые 72 часа) характерны яркие соматические реакции (тошнота, головные боли), а также психологические проявления: навязчивые вопросы о случившемся и его причинах, страх, что событие повторится, или тревога за безопасность близких. В поведении может отмечаться либо расторможенность, непослушание, либо, наоборот, замкнутость и отстраненность. Ключевая задача педагога - дать простые и четкие разъяснения о текущей ситуации, обеспечить режим и структурированную деятельность, а также предоставить возможность отреагировать напряжение через игру или творчество.

В младшем школьном возрасте достаточно сильна привязанность к значимым близким взрослым, а также развивается способность прогнозировать будущее; дети начинают бояться, что бедствие может повториться и что их родители, братья или сестры могут пострадать. Эта тревога может проявляться в виде навязчивых вопросов: "А завтра снова будет пожар?", "Мама точно приедет?". Такие проявления свидетельствуют о попытке ребенка получить контроль над ситуацией через информацию и подтверждение безопасности. Также может возникнуть потребность в обсуждении психотравмирующего события, которое ребенку трудно вербализовать.

Средний подростковый возраст (11 - 15 лет) - это этап перехода от детства к юношескому периоду, характеризующийся активным развитием когнитивных способностей, формированием личности, самооценки и независимости. В этом возрасте подростки уже способны к абстрактному мышлению, анализу, критическому осмыслению событий и прогнозированию последствий, рефлексии, однако эмоциональная сфера все еще остается нестабильной.

В первые сутки после травмы у подростков могут наблюдаться резкие перепады состояния: от демонстративного отрицания проблемы и бравады ("со мной все в порядке") до вспышек раздражительности, гнева или приступов страха. Характерны реакции протеста, конфликты со взрослыми, отрицающими значимость их переживаний, либо, напротив, уход в себя и молчаливая отстраненность. В этот период эффективна ненавязчивая поддержка, предоставление выбора и ощущения контроля над простыми бытовыми ситуациями, а также направление энергии в конструктивное русло (помощь другим, физическая активность).

К психологическим реакциям обучающегося среднего подросткового возраста можно отнести появление сильного внутреннего напряжения, глубокое переживание происходящего с анализом причины и последствий событий, даже при сохранении внешнего спокойствия. Подросток может испытывать трудности в выражении своих чувств, в том числе из-за страха показаться слабыми или вызвать беспокойство у взрослых. Также у подростков может проявляться чрезмерная самокритичность или, наоборот, отрицание реальности, выражающаяся в высказываниях "Это не так уж страшно", "Мне все равно" при глубоком переживании ситуации. Данный защитный механизм связан с желанием сохранить контроль над собой и ситуацией, не показать уязвимость перед сверстниками и взрослыми, быть "наравне" со взрослым.

Подросток 11 - 15 лет может демонстрировать резкие перепады настроения от апатии до вспышек агрессии и раздражительности; замкнутость, отказ от общения с друзьями и семьей; потерю интереса к учебе, хобби, привычным занятиям; тревожные состояния (постоянное беспокойство о безопасности близких, навязчивые мысли о повторении бедствия).

Возрастная ситуация старшего подросткового возраста (15 - 18 лет) характеризуется развитием личности: развиваются самосознание, мировоззрение, поиск своего места в жизни, при этом ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. На этом этапе усиливается стремление к самостоятельности и независимости, появляются новые формы отношений со сверстниками и взрослыми, растет интерес к противоположному полу, а также происходит становление ценностных ориентаций и моральных принципов.

У обучающихся среднего и старшего подросткового возраста можно отметить следующие признаки дезадаптации вследствие столкновения с травматическим опытом: самоизоляция от окружающих; неспособность вступать во взаимоотношения; агрессивное поведение, возбужденность, суетливость или невозможность сосредоточиться на чем-либо одном; крайняя степень подавленности; отсутствие реакции на окружающее, доходящее до степени неподвижности, а также нарушения в самочувствии, вызванные стрессом: расстройства сна, ложные зрительные и слуховые образы <12>.

--------------------------------

<12> Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса/Н.В. Тарабрина. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 272 с.

Острые реакции в первые дни могут иметь двойственный характер: с одной стороны, это стремление взять на себя роль взрослого и оказать помощь другим, что является защитной реакцией, с другой - острое чувство беспомощности, экзистенциальный страх, самообвинение или агрессия, направленная на "виновных", по их мнению, в произошедшем. Возможны рискованные поведенческие порывы. В этом возрасте критически важны честный, уважительный диалог, признание их права на сильные эмоции и совместный поиск конструктивных путей действий, чтобы предотвратить деструктивные формы отреагирования.

Таким образом, при сохранении единых принципов допсихологической помощи (своевременность, адаптивность, внимание к границам, соблюдение этических норм) педагогу следует учитывать возрастную специфику и особенности обучающихся.