Определение

Тревога - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности <13>

--------------------------------

<13> Большой психологический словарь/ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - ISBN 985-13-7525-X.

Признаки состояния тревоги у обучающегося:

- внутреннее напряжение, проявляющееся как вербально (высказывания опасений), так и невербально (покраснение или значительная бледность лица, учащенное дыхание, ощущение "кома в груди", тремор конечностей);

- тревога не имеет конкретного объекта, а связана с возможной ситуацией.

Действия педагога для помощи обучающимся в состоянии тревоги:

1. убедитесь в собственной безопасности;

2. убедитесь в безопасности обучающегося (отсутствие факторов, угрожающих жизни и здоровью обучающегося);

3. не оставляйте обучающегося одного; если необходимо позвать на помощь, обратитесь адресно к кому-либо поблизости;

4. не делайте резких движений; подходить к обучающемуся необходимо так, чтобы он вас видел;

5. не повышайте голос, говорите ровным, спокойным, уверенным голосом, избегайте сложных формулировок;

6. задайте обучающемуся уточняющие вопросы, чтобы лучше понять его состояние, а также помочь ему выговориться;

7. предложите обучающемуся выполнить несколько приемов саморегуляции, несколько техник для нормализации дыхания (побуждать дышать в одном ритме (глубоко и ровно), сделать дыхательные упражнения совместно);

8. если обучающийся не реагирует негативно и агрессивно, поддерживайте тактильный контакт (возьмите за руку, приобнимите за плечи);

9. дайте возможность пострадавшему выговориться, обсудите возможные причины тревоги;

10. снизьте уровень тревоги подробной информацией о происходящем, об обстоятельствах ситуации;

Каких действий стоит избегать педагогу при оказании допсихологической помощи обучающимся в состоянии тревоги:

- не стоит убеждать обучающегося, что тревожиться незачем;

- не обесценивать состояние и не подавлять реакции;

- не считать, что обучающийся намеренно привлекает к себе внимание.