1.2. Границы профессиональной ответственности педагогов при оказании допсихологической помощи

Педагоги, информированные о поведенческих проявлениях переживания кризисного состояния, могут выявлять обучающихся, находящихся в таких состояниях, оказывать им допсихологическую помощь, а также принимать меры для обеспечения обучающихся профессиональной помощью (например, направить к педагогу-психологу образовательной организации).

В рамках предупреждения развития кризисных реакций у обучающихся педагог:

- участвует в создании и поддержании психологически безопасной и комфортной образовательной среды образовательной организации через установление доверительных отношений с участниками образовательных отношений, обеспечение безопасности жизни обучающихся, поддержание эмоционального благополучия обучающихся в период пребывания в образовательной организации;

- наблюдает за поведением обучающихся, переживающих (переживших) кризисные состояния, для своевременного выявления изменений в их эмоциональном состоянии;

- своевременно информирует педагога-психолога, классного руководителя, администрацию образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося, пережившего (переживающего) последствия травмирующих событий, о выявленных изменениях в поведении обучающегося;

- взаимодействует с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками, в том числе педагогом-психологом, при реализации программы адресного психолого-педагогического сопровождения обучающегося, пережившего (переживающего) последствия травмирующих событий, с целью предотвращения негативных последствий для его психологического благополучия;

- следует рекомендациям педагога-психолога и социального педагога по взаимодействию с обучающимся, пережившим (переживающим) последствия травмирующих событий.

В рамках непосредственно оказания допсихологической помощи педагог:

- обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей обучающегося, иного участника образовательных отношений: создание безопасных физических условий, предоставление воды, тепла, пищи, организация отдыха для пострадавшего;

- оказывает допсихологическую помощь обучающемуся, иному участнику образовательных отношений в КС, ЧС посредством применения соответствующих алгоритмов (представлены в разделе 3 методических рекомендаций);

- информирует обучающегося, иного участника образовательных отношений, переживающего кризисное состояние, о происходящем: спокойно и четко разъясняет ситуацию, предоставляет в доступной форме достоверную информацию для снижения тревоги и неопределенности;

- принимает меры для получения обучающимся, иным участником образовательных отношений, переживающим кризисное состояние, психолого-педагогической (психологической) и (или) медицинской помощи (например, педагога-психолога образовательной организации, кризисного или клинического психолога, врача-психиатра, медицинского работника).

Педагог не оказывает участникам образовательных отношений психологическую и медицинскую помощь. В случаях необходимости оказания обучающемуся, иному участнику образовательных отношений специализированной помощи (например, при ступоре, бреде, галлюцинациях, суицидальных высказываниях, серьезных физических травмах), педагог принимает меры по обеспечению безопасности участника образовательных отношений и одновременно по незамедлительной его маршрутизации к профильным специалистам (психологам, медицинским работникам, службам экстренного реагирования).