Глоссарий

Активное слушание - базовый метод установления контакта и оказания поддержки, предполагающий полное сосредоточение на словах собеседника, демонстрацию понимания и сопереживания с использованием вербальных и невербальных средств.

Допсихологическая помощь - это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшись в проблемной ситуации, справиться с психологическими реакциями, возникшими в связи с этим обстоятельствами <20>. Ее цели:

--------------------------------

<20> Допсихологическая помощь/Социально-педагогическая и психологическая служба БГУ//Белорусский государственный университет: [сайт]. - URL: https://bsu.by/psikhologicheskaya-podderzhka/dopsikhologicheskaya-pomoshch.php (дата обращения: 01.10.2025).

- стабилизация состояния: снижение остроты стрессовой реакции, обеспечение чувства безопасности и базового эмоционального комфорта;

- поддержка и сопровождение: помощь в ориентации в ситуации, удовлетворение базовых физических потребностей (вода, тепло, покой), эмпатическое слушание;

- создание условий для естественной саморегуляции организма и психики. Кризисная ситуация - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер <21>.

--------------------------------

<21> Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/под общей ред. Ю.С. Шойгу. - Москва: Смысл, 2007. - 319 с.

Кризисное состояние - это состояние эмоционально-поведенческого реагирования в ситуации кризиса, заключающееся в общей дезорганизации личности и нарушении эмоционального баланса, наступающие под влиянием внешней угрозы или препятствий в привычном течении жизни.

Острые стрессовые реакции (острые стрессовые состояния) - кратковременные выраженные изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и соматической сферах человека в ответ на воздействие физических или психологических стрессоров <22>.

--------------------------------

<22> Экстремальная психология для курсантов МЧС России. Учебное пособие/под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - Москва: Изд-во ФГБУ ВНИИ ГОСЧ (ФЦ), 2017. - 272 с.

Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребность в личностно-доверительном общении, создающее референтность среды. Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворенности, референтности и защищенности <23>.

--------------------------------

<23> Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития/И.А. Баева//Экстремальная психология и безопасность личности. - 2024. - N 1 (3). - С. 5 - 19. - DOI: 10.17759/epps.2024010301

Саморегуляция - способность личности самостоятельно управлять своим психофизиологическим состоянием, целенаправленно используя специальные техники (дыхательные, мышечной релаксации, когнитивные и пр.) для снижения эмоционального напряжения и сохранения работоспособности.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности пострадавших <24>.

--------------------------------

<24> О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г., действует с 26 ноября 2024 г.): Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 51. - Ст. 5041.

Эмпатия - способность понимать эмоциональное состояние, проявлять сочувствие и разделять чувства другого человека. Проявление эмпатии позволяет создать атмосферу безопасности и доверия, необходимую для оказания эффективной допсихологической помощи.