Оказание допсихологической помощи участникам образовательных отношений предполагает наличие у педагогов не только практических навыков, но и следование четким этическим и организационным ориентирам. Представленные принципы обеспечивают безопасность, эффективность и целесообразность действий педагога в КС, ЧС, а также защищают его от профессиональных ошибок и выгорания.
Оказание допсихологической помощи педагогами базируется на следующих принципах:
Оценка собственных ресурсов, наличия достаточных навыков и знаний. Перед оказанием допсихологической помощи педагогу важно осуществить анализ собственного состояния и возможностей, принять решение и актуализировать состояние готовности оказывать помощь и поддержку, что позволит избежать эмоционального выгорания, влияния негативных последствий на собственное психическое здоровье.
Внимательность и наблюдательность. Педагог, в основном используя метод наблюдения, выделяет среди участников образовательных отношений, тех, кто нуждается в получении допсихологической помощи.
Осознание потенциальных рисков некорректных действий. Педагог избегает решений предпринимать действия, в правильности которых у него нет уверенности.
Осознание профессиональных границ и обращение за квалифицированной помощью. Педагог предпринимает меры для получения обучающимся психолого-педагогической (психологической) и (или) медицинской помощи.
Своевременность. Педагог оказывает допсихологическую помощь участникам образовательных отношений сразу же при возникновении необходимости - во время или сразу после КС, ЧС.
Признание права человека на те чувства и реакции, которые он испытывает. Педагог оказывает допсихологическую помощь с уважением к культурным, возрастным и индивидуальным особенностям участников образовательных отношений, без осуждения, оценки или навязывания своих взглядов.
Фокусировка на текущих потребностях и состоянии. Усилия педагога по оказанию допсихологической помощи направляются на стабилизацию состояния в настоящий момент, не производится глубокий анализ предыдущего опыта, педагог самостоятельно не инициирует обсуждение деталей психотравмирующей ситуации.
Адаптивность. В процессе оказания допсихологической помощи педагог учитывает обстоятельства конкретной ситуации, состояние и реакции участников образовательных отношений в ответ на его действия, адаптирует в соответствии с ними свои действия.
Конфиденциальность. Педагог передает информацию, полученную в процессе оказания допсихологической помощи, только педагогу-психологу, представителям администрации, медицинским работникам строго в объеме, необходимом для оказания дальнейшей помощи, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Представленные принципы носят взаимодополняющий и взаимосвязанный характер, образуя целостную систему ориентиров для педагога, способствуя сохранению его психологического здоровья при оказании допсихологической помощи. Их комплексное применение позволяет выстроить действия педагога в логичную и безопасную последовательность: от оценки ситуации и собственной готовности до оказания непосредственной поддержки и, при необходимости, последующей маршрутизации участника образовательных отношений к специалистам, оказывающим психолого-педагогическую (психологическую) и (или) медицинскую помощь.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875