1.3. Принципы оказания допсихологической помощи

Оказание допсихологической помощи участникам образовательных отношений предполагает наличие у педагогов не только практических навыков, но и следование четким этическим и организационным ориентирам. Представленные принципы обеспечивают безопасность, эффективность и целесообразность действий педагога в КС, ЧС, а также защищают его от профессиональных ошибок и выгорания.

Оказание допсихологической помощи педагогами базируется на следующих принципах:

Оценка собственных ресурсов, наличия достаточных навыков и знаний. Перед оказанием допсихологической помощи педагогу важно осуществить анализ собственного состояния и возможностей, принять решение и актуализировать состояние готовности оказывать помощь и поддержку, что позволит избежать эмоционального выгорания, влияния негативных последствий на собственное психическое здоровье.

Внимательность и наблюдательность. Педагог, в основном используя метод наблюдения, выделяет среди участников образовательных отношений, тех, кто нуждается в получении допсихологической помощи.

Осознание потенциальных рисков некорректных действий. Педагог избегает решений предпринимать действия, в правильности которых у него нет уверенности.

Осознание профессиональных границ и обращение за квалифицированной помощью. Педагог предпринимает меры для получения обучающимся психолого-педагогической (психологической) и (или) медицинской помощи.

Своевременность. Педагог оказывает допсихологическую помощь участникам образовательных отношений сразу же при возникновении необходимости - во время или сразу после КС, ЧС.

Признание права человека на те чувства и реакции, которые он испытывает. Педагог оказывает допсихологическую помощь с уважением к культурным, возрастным и индивидуальным особенностям участников образовательных отношений, без осуждения, оценки или навязывания своих взглядов.

Фокусировка на текущих потребностях и состоянии. Усилия педагога по оказанию допсихологической помощи направляются на стабилизацию состояния в настоящий момент, не производится глубокий анализ предыдущего опыта, педагог самостоятельно не инициирует обсуждение деталей психотравмирующей ситуации.

Адаптивность. В процессе оказания допсихологической помощи педагог учитывает обстоятельства конкретной ситуации, состояние и реакции участников образовательных отношений в ответ на его действия, адаптирует в соответствии с ними свои действия.

Конфиденциальность. Педагог передает информацию, полученную в процессе оказания допсихологической помощи, только педагогу-психологу, представителям администрации, медицинским работникам строго в объеме, необходимом для оказания дальнейшей помощи, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Представленные принципы носят взаимодополняющий и взаимосвязанный характер, образуя целостную систему ориентиров для педагога, способствуя сохранению его психологического здоровья при оказании допсихологической помощи. Их комплексное применение позволяет выстроить действия педагога в логичную и безопасную последовательность: от оценки ситуации и собственной готовности до оказания непосредственной поддержки и, при необходимости, последующей маршрутизации участника образовательных отношений к специалистам, оказывающим психолого-педагогическую (психологическую) и (или) медицинскую помощь.