Определение

Страх - это сильная эмоциональная реакция, возникающая при конкретной угрозе для жизни и благополучия человека <14>.

--------------------------------

<14> Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/А.И. Захаров. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 320 с. - ISBN 5-926803-68-3.

Признаки состояния страха у обучающегося:

- вербальные (высказывания опасений);

- невербальные (поверхностное дыхание, сниженный самоконтроль поведения, оцепенение, напряжение лицевых мышц, сильное сердцебиение, покраснение или значительная бледность лица, учащенное дыхание, ощущение "кома в груди", тремор конечностей);

Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретный источник.

Действия педагога для помощи обучающимся в состоянии страха:

1. убедитесь в собственной безопасности;

2. убедитесь в безопасности обучающегося (отсутствие факторов, угрожающих жизни и здоровью обучающегося);

3. не оставляйте обучающегося одного; если необходимо позвать на помощь, обратитесь адресно к кому-либо поблизости;

4. не делайте резких движений; подходить к обучающемуся необходимо так, чтобы он вас видел;

5. не повышайте голос, говорите ровным, спокойным, уверенным голосом, избегайте сложных формулировок;

6. если обучающийся не реагирует негативно и агрессивно, поддерживайте тактильный контакт (возьмите за руку, приобнимите за плечи);

7. постарайтесь конкретизировать, в отношении чего обучающийся испытывает страх, акцентируйте внимание на том, что вы рядом и сейчас он в безопасности;

8. переключите внимание на умственную деятельность (например, счет через 2 от 100 до 1), акцентируйте внимание на окружающей безопасной обстановке;

9. предложите воспользоваться приемами саморегуляции, выполнить несколько техник для нормализации дыхания (побуждать дышать в одном ритме (глубоко и ровно), сделать дыхательные упражнения совместно).

Каких действий стоит избегать педагогу при оказании допсихологической помощи обучающемуся, находящемуся в состоянии страха:

- не стоит убеждать обучающегося, что бояться незачем;

- не обесценивать состояние и не подавлять реакции;

- не считать, что обучающийся намеренно привлекает к себе внимание.