2.2. Организация допсихологической помощи обучающимся и взаимодействие с ними в чрезвычайной ситуации

2.2 Организация допсихологической помощи обучающимся и взаимодействие с ними в чрезвычайной ситуации

При наступлении в образовательной организации ЧС педагогические работники действуют согласно соответствующему локальному нормативному акту образовательной организации. Основные положения оказания допсихологической помощи приведены ниже.

1. Первоочередные действия. При наступлении в образовательной организации ЧС в интересах сохранения жизни и здоровья участников образовательных отношений важно обеспечить реализацию первоочередных действий: оповещение экстренных служб, обеспечение физической безопасности, оказание допсихологической помощи обучающимся, иным участникам образовательных отношений.

Если в момент наступления в образовательной организации ЧС с группой обучающихся оказываются одновременно несколько педагогов, им важно распределить первоочередные действия между собой.

При отсутствии такой возможности (в случае, если с группой обучающихся оказывается только один педагог, не имеющий возможности взаимодействовать или поддерживать связь с иными педагогическими работниками), выполнять первоочередные действия последовательно: оценивать обстановку вокруг себя и обучающихся; информировать экстренные службы; при выявлении угрозы жизни или здоровью (обрушение здания, открытый огонь, стрельба) найти безопасное место для размещения обучающихся, оказания им допсихологической помощи. Если обстановка безопасна, а обучающийся нуждается в медицинской помощи, не перемещать его и дождаться медицинских работников.

2. Оценка состояния. Оставаться с обучающимися рядом, сохранять собственное психологическое спокойствие, сообщить, что предпринимаются необходимые меры по восстановлению безопасности.

3. Установление контакта и оказание допсихологической помощи. Для установления доверительного контакта с обучающимся рекомендуется:

- занять правильное расположение относительно обучающегося (сесть рядом так, чтобы лицо педагога находилось на уровне глаз обучающегося, установить деликатный визуальный контакт);

- установить тактильный контакт (взять обучающегося за руку или прикоснуться к плечу; избегать прикосновений к голове, лицу, животу и поврежденным участкам тела);

- поддерживать спокойное общение (четко назвать свое имя, объяснить, что педагог здесь для оказания помощи (например, "Я хочу тебе помочь, поддержать тебя"; "Если тебе понадобится помощь, обращайся ко мне"), говорить негромким, уверенным голосом);

- осуществлять информирование (кратко и понятно называть последующие действия, подтвердить намерение оставаться с обучающимся до приезда медицинских работников, сотрудников экстренных служб и проч.);

- демонстрировать понимание состояния обучающегося (понимать и учитывать в своих действиях, что поступки и эмоциональные реакции обучающегося являются нормальной индивидуальной психофизиологической реакцией на экстремальные обстоятельства);

- предоставлять обучающемуся возможность выговориться, отреагировать, выразить те чувства и переживания, которые обучающийся испытывает, применяя приемы активного слушания:

поддакивание: "да", "угу", "ага";

перефразирование высказываний обучающегося;

резюмирование, обобщение сказанного обучающимся: "Я правильно тебя понял/а, ты говорил, что испытываешь...", "Понимаешь пережитое тобой как... ", "С твоих слов я понял(а), что... ".

использование естественного языка тела (одобрительные кивки; ободряющая улыбка; поддержание зрительного контакта); не перебивать обучающегося; проявлять заинтересованность словами, поступками и проблемами обучающегося, в том числе используя фразы: "Мне важно знать, что сейчас тебя беспокоит"; "Я вижу, как ты сейчас переживаешь; расскажи, что сейчас у тебя происходит и чем я могу помочь?"; "Я хочу тебе помочь; хотел бы ты поделиться своими переживаниями со мной?"

При общении с обучающимся в ситуации ЧС следует избегать фраз, которые могут нарушить ощущение безопасности обучающегося, доверительный контакт со взрослым, восприниматься как обесценивание чувств и переживаний, например: "Не переживай, все пройдет само собой, просто не обращай внимания на это"; "Не плачь, держись, все будет хорошо, обойдется"; "Держи себя в руках, все нормально, что ты так переживаешь по пустякам"; "Мы заслуживаем то, что с нами происходит"; "Своими переживаниями ты меня расстраиваешь"; "Ты думаешь только о себе"; "Я знаю, как тебе плохо"; "Многие с этим сталкивались".

- оказать помощь в отреагировании обучающимся ярких эмоций социально безопасным способом, используя, например, фразы: "Я чувствую, как ты переживаешь"; "Я вижу, что ты напуган"; "Ты можешь мне рассказать, что чувствуешь"; "Как ты себя сейчас чувствуешь?"; "Если тебе хочется кричать, это нормально в данных обстоятельствах, давай вместе покричим"; "Ты злишься, хочешь кого-нибудь ударить, давай побьем подушку, грушу или порвем газету, бумагу".

Следует избегать употребления фраз, способных спровоцировать усиление реакции и нарушить доверительный контакт с педагогом: "Успокойся, держи себя в руках"; "Нельзя злиться и ругаться"; "Не кричи"; "Не размахивай руками"; "Ты уже взрослый, контролируй свои эмоции".

- отвечать на вопросы обучающегося таким образом, чтобы избежать риска усиления тревоги, замкнутости, отчужденности, ухудшения психического и физического состояния:

говорить о произошедшей травмирующей ситуации при наличии запроса обучающегося, но не углубляться в детали;

констатировать только достоверно известные педагогу факты;

на вопросы о непроверенной, неизвестной информации, можно использовать фразы: "Мы не знаем, точно ли это так; на данный момент не знаем, какие новости нас ждут, но мы можем надеяться".

Таким образом, эффективная допсихологическая помощь обучающимся начинается с саморегуляции и осознанной позиции самого педагога и реализуется последовательностью практических шагов - от установления контакта и обеспечения безопасности до вербальной и невербальной поддержки, организации группы и индивидуальной работы с различными психологическими реакциями.