3.2. Алгоритм выявления педагогом необходимости оказания допсихологической помощи

Основным методом выявления у участников образовательных отношений признаков ОСР является метод наблюдения. С учетом того, что ОСР могут проявляться как непосредственно после наступления КС и ЧС, так и отложенно (в течение нескольких часов или дней после возникновения КС, ЧС и пережитого травматического опыта), общий алгоритм выявления необходимости оказания допсихологической помощи посредством наблюдения выстраивается следующим образом:

1. Педагог выявляет всех участников КС, ЧС, особенно отмечает пострадавших обучающихся, всех непосредственных свидетелей, столкнувшихся с травмирующим опытом, а также обучающихся, демонстрировавших ОСР на месте КС, ЧС и находившихся в кризисном состоянии до наступления события. Полученную информацию педагогу важно зафиксировать.

2. Осуществляет наблюдение как в момент события, так и в последующие дни, в т.ч. наблюдение за процессами взаимодействия в группе обучающихся.

3. Выделяет группу риска по признакам ОСР, проводит индивидуальные беседы для уточнения состояния, в случае выявления выраженных стрессовых реакций передает сведения педагогу-психологу образовательной организации для дальнейшего оказания психологической помощи.

Дополнительным методом выявления и уточнения информации о психологическом состоянии, определения скрытых ОСР выступает беседа.

Существуют отягчающие факторы, увеличивающие риск развития ОСР (в том числе отложенных):

- столкновение со смертью (видел ли обучающийся умерших людей и насколько близок сам был к смерти);

- потерянность (разлучен ли обучающийся со своими родными и близкими);

- ущерб (получил ли телесные повреждения и травмирующий психологический опыт).

В течение не менее двух недель после ЧС и КС педагог наблюдает за проявлением отсроченных реакций (в т.ч. проявляющихся и в характере взаимодействия обучающегося со сверстниками), таких как: безэмоциональность; отрешенность; потеря интереса к происходящему; резкие перепады настроения; раздражительность и ранимость; трудности со сном и аппетитом (может быть установлено в беседе с родителями (законными представителями) обучающегося); навязчивое воспроизведение травмирующих событий или, наоборот, их полное избегание.

Наблюдение за состоянием свидетелей и пострадавших продолжается и в момент проведения учебных занятий; наиболее явными признаками психологической травматизации становятся отличия эмоционального состояния обучающегося от общей динамики, в т.ч. проявляющиеся и в характере взаимодействия со сверстниками. На этом этапе педагог обращает внимание на такие проявления, как избегание общения, замкнутость, отсутствие эмоциональных реакций или чрезмерная возбужденность, а также на физические жалобы без медицинских причин, например, на головные боли или боли в животе, которые могут быть связаны с психоэмоциональным состоянием.

После выявления типичных признаков ОСР у отдельных обучающихся с ними проводится индивидуальная беседа. Это необходимо для передачи сведений о таких пострадавших педагогу-психологу образовательной организации для дальнейшего оказания психологической помощи.

Беседа помогает выявить скрытые признаки стресса, такие как ночные кошмары, навязчивые мысли, чувство вины, беспомощности или страха, которые могут не проявляться в обычной учебной или социальной деятельности. В ходе беседы для педагога важно уточнить психологическое состояние лиц из "группы риска". Для установления контакта, получения и уточнения информации у обучающегося можно использовать вопросы, условно разделенные на три категории:

- закрытые (предполагают ответ "да" или "нет") - помогают быстро получить фактическую информацию;

- открытые (начинаются со слов "что, зачем, как") - предоставляют больше деталей и подсказывают, какая именно помощь может потребоваться;

- рефлексивные, перефразирующие ("Правильно ли я понимаю, что...", "Я слышу, что тебе сейчас..."). Очень важно помочь обучающемуся выразить свои чувства и эмоции.

Необходимо отметить, что педагог оказывает допсихологическую помощь в первую очередь тем, кто находится в выявленной группе риска и имеет указанные выше признаки ОСР, поскольку несвоевременно выявленные и не купированные ОСР могут развиться в посттравматическое стрессовое расстройство.