Основным методом выявления у участников образовательных отношений признаков ОСР является метод наблюдения. С учетом того, что ОСР могут проявляться как непосредственно после наступления КС и ЧС, так и отложенно (в течение нескольких часов или дней после возникновения КС, ЧС и пережитого травматического опыта), общий алгоритм выявления необходимости оказания допсихологической помощи посредством наблюдения выстраивается следующим образом:
1. Педагог выявляет всех участников КС, ЧС, особенно отмечает пострадавших обучающихся, всех непосредственных свидетелей, столкнувшихся с травмирующим опытом, а также обучающихся, демонстрировавших ОСР на месте КС, ЧС и находившихся в кризисном состоянии до наступления события. Полученную информацию педагогу важно зафиксировать.
2. Осуществляет наблюдение как в момент события, так и в последующие дни, в т.ч. наблюдение за процессами взаимодействия в группе обучающихся.
3. Выделяет группу риска по признакам ОСР, проводит индивидуальные беседы для уточнения состояния, в случае выявления выраженных стрессовых реакций передает сведения педагогу-психологу образовательной организации для дальнейшего оказания психологической помощи.
Дополнительным методом выявления и уточнения информации о психологическом состоянии, определения скрытых ОСР выступает беседа.
Существуют отягчающие факторы, увеличивающие риск развития ОСР (в том числе отложенных):
- столкновение со смертью (видел ли обучающийся умерших людей и насколько близок сам был к смерти);
- потерянность (разлучен ли обучающийся со своими родными и близкими);
- ущерб (получил ли телесные повреждения и травмирующий психологический опыт).
В течение не менее двух недель после ЧС и КС педагог наблюдает за проявлением отсроченных реакций (в т.ч. проявляющихся и в характере взаимодействия обучающегося со сверстниками), таких как: безэмоциональность; отрешенность; потеря интереса к происходящему; резкие перепады настроения; раздражительность и ранимость; трудности со сном и аппетитом (может быть установлено в беседе с родителями (законными представителями) обучающегося); навязчивое воспроизведение травмирующих событий или, наоборот, их полное избегание.
Наблюдение за состоянием свидетелей и пострадавших продолжается и в момент проведения учебных занятий; наиболее явными признаками психологической травматизации становятся отличия эмоционального состояния обучающегося от общей динамики, в т.ч. проявляющиеся и в характере взаимодействия со сверстниками. На этом этапе педагог обращает внимание на такие проявления, как избегание общения, замкнутость, отсутствие эмоциональных реакций или чрезмерная возбужденность, а также на физические жалобы без медицинских причин, например, на головные боли или боли в животе, которые могут быть связаны с психоэмоциональным состоянием.
После выявления типичных признаков ОСР у отдельных обучающихся с ними проводится индивидуальная беседа. Это необходимо для передачи сведений о таких пострадавших педагогу-психологу образовательной организации для дальнейшего оказания психологической помощи.
Беседа помогает выявить скрытые признаки стресса, такие как ночные кошмары, навязчивые мысли, чувство вины, беспомощности или страха, которые могут не проявляться в обычной учебной или социальной деятельности. В ходе беседы для педагога важно уточнить психологическое состояние лиц из "группы риска". Для установления контакта, получения и уточнения информации у обучающегося можно использовать вопросы, условно разделенные на три категории:
- закрытые (предполагают ответ "да" или "нет") - помогают быстро получить фактическую информацию;
- открытые (начинаются со слов "что, зачем, как") - предоставляют больше деталей и подсказывают, какая именно помощь может потребоваться;
- рефлексивные, перефразирующие ("Правильно ли я понимаю, что...", "Я слышу, что тебе сейчас..."). Очень важно помочь обучающемуся выразить свои чувства и эмоции.
Необходимо отметить, что педагог оказывает допсихологическую помощь в первую очередь тем, кто находится в выявленной группе риска и имеет указанные выше признаки ОСР, поскольку несвоевременно выявленные и не купированные ОСР могут развиться в посттравматическое стрессовое расстройство.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875