Заключение

Педагоги, как и педагоги-психологи, в профессиональной деятельности встречаются с различными кризисными состояниями обучающихся и их родителей (законных представителей), требующими применения особого подхода и использования специальных техник для их нормализации. Представленные методические рекомендации являются методическим инструментарием, систематизирующим подходы к оказанию допсихологической помощи в системе образования.

Допсихологическая помощь является важным, первым звеном в системе кризисного вмешательства. Ее своевременное и грамотное оказание педагогами позволяет снизить остроту стрессовых реакций и минимизировать риски отдаленных негативных последствий для психического здоровья как обучающихся, так и самих педагогов. Предложенные рекомендации по самопомощи и профилактике профессионального выгорания направлены на сохранение психического здоровья педагогических работников, которые в кризисной ситуации сами подвержены высоким психоэмоциональным нагрузкам. Освоение алгоритмов для работы с различными острыми стрессовыми реакциями (тревога, страх, апатия, агрессия и др.), а также владение техниками саморегуляции, являются востребованными умениями, совершенствующими профессиональную готовность учителя к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

Представленные методические рекомендации помогают алгоритмизировать практическую деятельность по оказанию допсихологической помощи участникам образовательных отношений - как в ежедневной педагогической работе, так и в ситуациях КС и ЧС. Учет возрастных особенностей обучающихся при оказании допсихологической помощи является залогом ее успешности, так как формы проявления и переживания стресса на разных этапах развития ребенка имеют существенную специфику.

Методические рекомендации будут полезны всем педагогическим работникам и представителям администрации образовательных организаций для минимизации негативных последствий и избегания отсроченных реакций о обучающихся при психотравмирующих событиях.