3.1. Особенности проявления острой стрессовой реакции и оказание педагогом самопомощи при этих состояниях

При возникновении КС, ЧС ребенок или взрослый могут проявлять признаки ОСР. Если такое состояние возникает у педагога, это может помешать оказанию допсихологической помощи или усилить реакции обучающихся.

Основными признаками ОСР являются:

1. Агрессия: раздражение, недовольство, гнев (по любому поводу), применение физической силы по отношению к окружающим, словесные оскорбления, брань, мышечное напряжение.

2. Истерика: чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.

3. Страх характеризуется напряжением мышц (особенно лицевых), сильным сердцебиением, учащенным поверхностным дыханием, сниженным контролем собственного поведения; данная реакция может быть опасна для пострадавших, так как сильный страх может парализовать человека в момент опасности.

4. Апатия: реакция, сопровождающаяся полным отсутствием сил; чаще всего реакция возникает на стрессовое событие, с которым психика пострадавшего не может справиться; характеризуется полным равнодушием и безразличием к происходящему, отсутствием каких бы то ни было внешних эмоциональных проявлений, медленной речью с большими паузами, вялостью и заторможенностью в поведении.

5. Нервная дрожь: психологический смысл данной реакции - сбрасывание накопившегося напряжения и негативных эмоций; характеризуется внезапным началом, сильной дрожью всего тела или отдельных его частей.

6. Психомоторное возбуждение: состояние, характеризующееся выраженной двигательной активностью (движения резкие, речь ненормально быстрая и громкая, действия бесцельные, отсутствует реакция на окружающих); нередко сопровождается нарушением контроля над собственными действиями.

7. Ступор: представляет собой выраженное психомоторное торможение, возникающее в ответ на критическое истощение ресурсов организма; характеризуется резким снижением или отсутствием произвольных движений и речи, отсутствием реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль); данное состояние развивается, когда человек затрачивает значительное количество энергии на выживание, вследствие чего утрачивается способность к активному взаимодействию с окружающей средой.

8. Бред и галлюцинации: являются психопатологическими симптомами, возникающими вследствие критических ситуаций, сопровождающихся высоким уровнем стресса и нервного напряжения; подобные симптомы приводят к дисбалансу в работе организма и могут оказывать негативное влияние как на физическое, так и на психическое здоровье.

Если рядом с Вами находится обучающийся, которому непонятна ваша реакция, доступным ему языком объясните, что с вами происходит, сделайте акцент на том, что в вашем состоянии обучающийся не виноват.

Чтобы урегулировать собственное состояние и эффективно оказать допсихологическую помощь, педагогу важно овладеть способами самопомощи.