Определение

Апатия - психическое состояние, характеризующиеся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода "эмоционально-мотивационный паралич" <15>.

--------------------------------

<15> Большой психологический словарь/ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - ISBN 985-13-7525-X.

Признаки состояния апатии у обучающегося:

- безразличие к окружающим людям, событиям, происходящим вокруг, к самому себе;

- сниженная активность, вялость, заторможенность;

- речь медленная с длительными паузами;

- отсутствие мотивации к деятельности;

- трудности в понимании обращений к нему (обучающийся или не реагирует на обращения, или переспрашивает о том, что ему говорят);

- любое, даже незначительное действие и слово дается обучающемуся с трудом.

Действия педагога для помощи обучающемуся в состоянии апатии:

1. убедитесь в собственной безопасности;

2. убедитесь в безопасности обучающегося (отсутствие угрожающих жизни и здоровью обучающегося факторов);

3. не оставляйте обучающегося одного; если необходимо позвать на помощь, обратитесь адресно к кому-либо поблизости;

4. не делайте резких движений; подходить к обучающемуся необходимо так, чтобы он вас видел;

5. не повышайте голос, говорите ровным, спокойным, тихим голосом, избегайте сложных формулировок;

6. сопроводите обучающегося в медицинский кабинет образовательной организации, организуйте вызов педагога-психолога, попросите коллег связаться с родителями (законными представителями) и поставить их в известность о состоянии обучающегося.

Если нет возможности отвести обучающегося в медицинский кабинет, то:

7. создайте условия для отдыха: удобно усадить, освободить тело от сдавливающих, сжимающих элементов одежды (снять галстук, расстегнуть воротник рубашки, предложить обучающемуся помощь снять обувь);

8. уточните о времени приема пищи, чтобы исключить фактор истощения (если обучающийся голоден, организовать перекус, желательно с теплым, сладким чаем);

9. не оставлять обучающегося одного, без наблюдения;

10. если обучающийся говорит, что ему стало легче, можно предложить прогуляться (медленно пройтись по коридору, выйти на улицу, если позволяет погода и обучающийся не против предложенного);

Действия педагога, которых стоит избегать при возникновении состоянии апатии:

- игнорировать состояние обучающегося;

- повышать голос, кричать, пытаться иными способами вывести обучающегося из данного состояния;

- осуждать состояние обучающегося словами, что так себя вести нельзя, что он должен взять себя в руки, что он просто прикидывается и т.д.

- делать резкие движения: хватать за руку, трясти за корпус, заставлять быстро передвигаться, делать физические упражнения, чтобы "пришел в себя";

- насильно заставлять выпить воды или умыться.