Апатия - психическое состояние, характеризующиеся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода "эмоционально-мотивационный паралич" <15>.
--------------------------------
<15> Большой психологический словарь/ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - ISBN 985-13-7525-X.
Признаки состояния апатии у обучающегося:
- безразличие к окружающим людям, событиям, происходящим вокруг, к самому себе;
- сниженная активность, вялость, заторможенность;
- речь медленная с длительными паузами;
- отсутствие мотивации к деятельности;
- трудности в понимании обращений к нему (обучающийся или не реагирует на обращения, или переспрашивает о том, что ему говорят);
- любое, даже незначительное действие и слово дается обучающемуся с трудом.
Действия педагога для помощи обучающемуся в состоянии апатии:
1. убедитесь в собственной безопасности;
2. убедитесь в безопасности обучающегося (отсутствие угрожающих жизни и здоровью обучающегося факторов);
3. не оставляйте обучающегося одного; если необходимо позвать на помощь, обратитесь адресно к кому-либо поблизости;
4. не делайте резких движений; подходить к обучающемуся необходимо так, чтобы он вас видел;
5. не повышайте голос, говорите ровным, спокойным, тихим голосом, избегайте сложных формулировок;
6. сопроводите обучающегося в медицинский кабинет образовательной организации, организуйте вызов педагога-психолога, попросите коллег связаться с родителями (законными представителями) и поставить их в известность о состоянии обучающегося.
Если нет возможности отвести обучающегося в медицинский кабинет, то:
7. создайте условия для отдыха: удобно усадить, освободить тело от сдавливающих, сжимающих элементов одежды (снять галстук, расстегнуть воротник рубашки, предложить обучающемуся помощь снять обувь);
8. уточните о времени приема пищи, чтобы исключить фактор истощения (если обучающийся голоден, организовать перекус, желательно с теплым, сладким чаем);
9. не оставлять обучающегося одного, без наблюдения;
10. если обучающийся говорит, что ему стало легче, можно предложить прогуляться (медленно пройтись по коридору, выйти на улицу, если позволяет погода и обучающийся не против предложенного);
Действия педагога, которых стоит избегать при возникновении состоянии апатии:
- игнорировать состояние обучающегося;
- повышать голос, кричать, пытаться иными способами вывести обучающегося из данного состояния;
- осуждать состояние обучающегося словами, что так себя вести нельзя, что он должен взять себя в руки, что он просто прикидывается и т.д.
- делать резкие движения: хватать за руку, трясти за корпус, заставлять быстро передвигаться, делать физические упражнения, чтобы "пришел в себя";
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875