Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт <17>. Работая с человеком, находящимся в состоянии агрессии, важно помнить, что агрессия - это эмоция, пусть и потенциально разрушительная, но одновременно снижающая внутреннее напряжение <18>.
--------------------------------
<17> Большой психологический словарь/ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - ISBN 985-13-7525-X.
<18> Организация деятельности по оказанию экстренной психологической помощи обучающимся в системе образования: учебно-методическое пособие/под ред. О.А. Ульяниной. - Москва: МГППУ, 2022. - 68 с. - ISBN 978-5-907672-03-1.
Признаки состояния агрессии у обучающегося:
- гневная реакция по любому поводу, злость;
- нанесение ударов руками и предметами;
Действия педагога для помощи обучающемуся в состоянии агрессии:
1. убедитесь в собственной безопасности, если обучающийся сильнее вас и проявляет физическую агрессию, обратитесь за помощью к окружающим вас людям;
2. убедитесь в безопасности обучающегося (отсутствие угрожающих жизни и здоровью обучающегося факторов, уберите острые, колющие, режущие предметы);
3. не оставляйте обучающегося одного;
4. не делайте резких движений, подходить к обучающемуся необходимо так, чтобы он вас видел;
5. говорите спокойно, постепенно снижая громкость речи;
6. обращайтесь по имени, используйте короткие фразы;
7. постарайтесь увести обучающегося от посторонних;
8. дайте возможность обучающемуся выговориться, отреагировать агрессию в словах, не осуждайте, не спорьте;
9. если есть возможность, то предоставьте предметы, на которые можно отреагировать агрессию (порвать бумагу, побить грушу в спортзале, попинать мяч).
Помните, агрессия - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, она направлена не на вас, а на травмирующие обстоятельства.).
Действия педагога, которых стоит избегать при возникновении состояния агрессии:
- вступать в спор, противоречить, переубеждать;
- осуждать, ругать, грозить наказанием;
- обесценивать и подавлять реакцию: "нельзя себя так вести", "ты ведешь себя как ребенок", "такое поведение непозволительно", "немедленно прекрати".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875