Определение

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт <17>. Работая с человеком, находящимся в состоянии агрессии, важно помнить, что агрессия - это эмоция, пусть и потенциально разрушительная, но одновременно снижающая внутреннее напряжение <18>.

--------------------------------

<17> Большой психологический словарь/ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - ISBN 985-13-7525-X.

<18> Организация деятельности по оказанию экстренной психологической помощи обучающимся в системе образования: учебно-методическое пособие/под ред. О.А. Ульяниной. - Москва: МГППУ, 2022. - 68 с. - ISBN 978-5-907672-03-1.

Признаки состояния агрессии у обучающегося:

- гневная реакция по любому поводу, злость;

- нанесение ударов руками и предметами;

- брань, оскорбления;

- мышечное напряжение.

Действия педагога для помощи обучающемуся в состоянии агрессии:

1. убедитесь в собственной безопасности, если обучающийся сильнее вас и проявляет физическую агрессию, обратитесь за помощью к окружающим вас людям;

2. убедитесь в безопасности обучающегося (отсутствие угрожающих жизни и здоровью обучающегося факторов, уберите острые, колющие, режущие предметы);

3. не оставляйте обучающегося одного;

4. не делайте резких движений, подходить к обучающемуся необходимо так, чтобы он вас видел;

5. говорите спокойно, постепенно снижая громкость речи;

6. обращайтесь по имени, используйте короткие фразы;

7. постарайтесь увести обучающегося от посторонних;

8. дайте возможность обучающемуся выговориться, отреагировать агрессию в словах, не осуждайте, не спорьте;

9. если есть возможность, то предоставьте предметы, на которые можно отреагировать агрессию (порвать бумагу, побить грушу в спортзале, попинать мяч).

Помните, агрессия - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, она направлена не на вас, а на травмирующие обстоятельства.).

Действия педагога, которых стоит избегать при возникновении состояния агрессии:

- вступать в спор, противоречить, переубеждать;

- осуждать, ругать, грозить наказанием;

- обесценивать и подавлять реакцию: "нельзя себя так вести", "ты ведешь себя как ребенок", "такое поведение непозволительно", "немедленно прекрати".