1.1. Отечественные и зарубежные подходы к оказанию допсихологической помощи

В отечественной практике овладение навыками оказания допсихологической помощи рассматривается в различных сферах, часто эти навыки востребованы среди педагогов, социальных работников, иных специалистов, которые не являются профессиональными психологами, но по роду профессиональной деятельности могут оказаться рядом с человеком, демонстрирующим ОСР. Л.В. Миллер и О.В. Вихристюк при описании модели экстренной психологической помощи отмечают, что экстренная допсихологическая помощь оказывается во время события и сразу после него, при этом человек, владеющий приемами допсихологической помощи, может помочь не только другим, но и самому себе <3>.

--------------------------------

<3> Миллер, Л.В. Модель экстренной психологической помощи//Научно-практические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: Сборник статей/Отв. ред. И.А. Баева. - Москва: Экон-информ, 2011. - С. 21 - 54;

Отечественный и зарубежный опыт оказания экстренной психологической помощи населению/О.А. Ульянина, Л.А. Гаязова, К.А. Файзуллина, Е.А. Никифорова, К.Г. Семенова//Современная зарубежная психология. - 2022. - Том 11. - N 3. - С. 114 - 126. - DOI:https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110311

МЧС России в 2012 году разработано практическое пособие "Экстренная психологическая помощь", которое позволяет людям, оказавшимся в кризисной ситуации, в соответствии с прописанными алгоритмами помочь себе и другим при состояниях страха, тревоги, плаче, чувстве вины, гневе, неконтролируемой дрожи, двигательном возбуждении. Особо отмечается, что допсихологическая помощь не оказывается, если это вызовет физическую угрозу, если оказывающий сам чувствует негативные эмоции и нуждается в психологической помощи <4>.

--------------------------------

<4> Экстренная допсихологическая помощь. Практическое пособие. - Москва, 2012. - 48 с.

Ю.С. Шойгу также отмечает, что, несмотря на значимость своевременного оказания допсихологической помощи, важно сохранять самообладание, отказаться от оказания помощи (прекратить оказание помощи), если нет уверенности в правильности своих действий, немедленно сообщить о необходимости оказания психологической (также, возможно, медицинской) помощи <5>.

--------------------------------

<5> Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/Под общей ред. Ю.С. Шойгу. - Москва: Смысл, 2007. - 319 с.

В 2018 году авторским коллективом ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" и ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского для педагогов разработан "Навигатор профилактики" и памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий - "Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся" (актуализирован в 2022 году) <6>.

--------------------------------

<6> Навигатор профилактики девиантного поведения. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся/Н.В. Богданович, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, М.Г. Сорокова, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022 г. - 25 с. - URL: mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 01.10.2025).

В 2024 году Минпросвещения России направило в субъекты Российской Федерации методические материалы по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений, включающие комплект памяток для детей и родителей (законных представителей), а также материалы для педагогов при переживании детьми кризисного состояния, утраты и горевания, выявления и предупреждения суицидального поведения <7>.

--------------------------------

<7> Письмо Минпросвещения России от 7 мая 2024 г. N 07-1983 "О направлении методических материалов".

Авторский коллектив ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" выпустил методические рекомендации, в соответствии с которыми предлагается алгоритм действий классного руководителя в КС, наступившей в образовательной организации. В соответствии с этим алгоритмом педагог принимает участие в определении обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, присутствует при информировании обучающихся о КС, взаимодействует с родителями (законными представителями), а также уведомляет об изменениях в поведении ребенка <8>.

--------------------------------

<8> Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации Методические рекомендации/Авторы-составители: Е.Г. Артамонова, Н.Н. Васильева, Е.А. Глазунова [и др.]. - Москва: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2021. - 80 с.

Социально-педагогическая и психологическая служба Белорусского государственного университета в рамках оказания допсихологической помощи предполагает реализацию нескольких стратегий: мотивационной, управленческой, актуализирующей. Мотивационная стратегия направлена на формирование устойчивых мотивов на обращение за профессиональной психологической помощью обучающегося. Управленческая стратегия предполагает более алгоритмизированное сопровождение, направленное на разъяснение механизмов обращения за консультацией к психологу. Актуализирующая стратегия применяется, когда обучающийся испытывает трудности в понимании того, что именно вызывает беспокойство, формируется мотивация обратиться за помощью в разрешении трудностей, в том числе к психологу <9>.

--------------------------------

<9> Допсихологическая помощь//Белорусский государственный университет. - URL: https://bsu.by/psikhologicheskaya-podderzhka/dopsikhologicheskaya-pomoshch.php (дата обращения: 01.10.2025).

В зарубежной практике аналогом допсихологической помощи является концепция "Первой психологической помощи" (Psychological First Aid - PFA). Оказание PFA осуществляют волонтеры, сотрудники экстренных служб, представители общественности, религиозные служители, врачи и медицинские сестры, а также просто очевидцы экстремальных ситуаций и катастроф. Международные организации активно разрабатывают и распространяют материалы по оказанию PFA, переводят их на различные языки мира, например, такие публикации есть у Всемирной организации здравоохранения <10>, Международного комитета красного креста и красного полумесяца <11>.

--------------------------------

<10> Psychological first aid: Guide for field workers//World Health Organization, War Trauma Foundation and World Vision Internationa. - WHO: Geneva, 2011 - 64 p. - URL: https://iris.who.int/server/api/core/bitstreams/e7e129fb-b306-496d-84a5-67bb70abc130/content (дата обращения: 01.10.2025).

<11> A Short Introduction to Psychological First Aid For Red Cross and Red Crescent Societies//Psychosocial centre. International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies. - URL: https://pscentre.org/wp-content/uploads/2019/07/PFA-Intro-low.pdf (дата обращения: 01.10.2025).