ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Усиливается контроль в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (01.03.2026)

В частности, Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях дополнен новой статьей 11.1, в соответствии с которой Минфин России уполномочен утверждать:

- формат представления информации в ГИИС ДМДК, структуру вносимых в ГИИС ДМДК сведений, порядок формирования информации и получения подтверждения о ее принятии;

- инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения отчетности при их добыче;

- порядок согласования инструкций, норм и нормативов, составленных аффинажными организациями, а также методические рекомендации по составлению указанных документов.

Расширяются полномочия Банка России и Федеральной пробирной палаты.

Так, Федеральная пробирная палата уполномочена устанавливать:

- инструкции по опробованию, анализу, клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, нанесению двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, приему, хранению, выдаче ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, анализу материалов, содержащих драгоценные металлы, изготовлению пробирных реактивов;

- нормы отбора проб на опробование и анализ ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;

- порядок проведения экспертизы ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов;

- перечень изделий, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, не подлежащих приему ломбардом в залог;

- форму акта ввода в оборот продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- форму реестра объектов розничной торговли, в которых осуществляется продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

- порядок рассмотрения и структуру металлургического баланса, представляемого аффинажными организациями в электронном виде и (или) формируемого в ГИИС ДМДК ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным.

Кроме того, внесены следующие изменения:

- исключено требование о содержании в оттиске именника на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов в зашифрованном виде информации о его изготовителе;

- в понятие "лом и отходы драгоценных металлов" включены инвестиционные драгоценные металлы, утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства;

- установлен обязательный радиационный контроль ценностей при их передаче для зачисления в Госфонд России;

- введено исключение в части клеймения государственным пробирным клеймом и нанесения двухмерного штрихового кода на ювелирные изделия, на которых при предъявлении их на опробование и клеймение установлено отсутствие достаточного места для нанесения государственного пробирного клейма и двухмерного штрихового кода.

(Федеральный закон от 31.07.2025 N 334-ФЗ; Приказ Минфина России от 17.11.2025 N 164н; Приказы Федеральной пробирной палаты от 14.10.2025 N 158н, от 24.11.2025 N 189н, N 190н, N 191н, N 193н, N 194н и N 195н)

Отдельные операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями могут осуществляться только при условии подтверждения соответствия характеристик драгоценных металлов и классификационных характеристик драгоценных камней требованиям документов по стандартизации (01.03.2026)

Изменения внесены в статью 14 Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Речь идет о следующих операциях, включенных в соответствующий перечень:

- перемещение на территорию РФ из государств - членов ЕАЭС драгоценных камней, виды и диапазоны значений масс которых определены Гохраном России;

- перемещение на территорию РФ из государств - членов ЕАЭС драгоценных металлов (кроме перемещения драгоценных металлов, содержащихся в сырье, ломе и отходах, направляемых в аффинажные организации юридическими лицами и ИП, осуществляющими их ввод в оборот).

Характеристики подтверждаются при вводе в оборот драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ. При этом установлен ряд исключений.

Характеристики драгоценных металлов подтверждаются Федеральной пробирной палатой, а также аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами и ИП, а классификационные характеристики драгоценных камней подтверждаются Федеральной пробирной палатой, судебно-экспертными учреждениями Минюста России и подведомственным Гохрану России государственным учреждением.

Минфином России установлены порядки подтверждения характеристик драгоценных металлов и классификационных характеристик драгоценных камней, а также минимальные объемы отбора проб драгоценных камней.

За подтверждение Федеральной пробирной палатой характеристик драгоценных металлов и классификационных характеристик драгоценных камней взимается госпошлина.

За подтверждение характеристик драгоценных металлов аккредитованными юридическими лицами и ИП взимается плата, размер которой устанавливается договором.

За подтверждение классификационных характеристик драгоценных камней уполномоченными учреждениями взимается плата в установленном размере.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, характеристики (классификационные характеристики) которых определены до 1 марта 2026 года, могут обращаться без проведения процедур подтверждения характеристик (классификационных характеристик) при условии, что информация о данных драгоценных металлах и драгоценных камнях, а также о документах, подтверждающих их характеристики (классификационные характеристики), содержится в ГИИС ДМДК.

(Федеральный закон от 28.12.2024 N 526-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.07.2025 N 1117; Приказы Минфина России от 11.11.2025 N 161н и от 17.11.2025 N 165н; Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2025 N 2918-р)

Изменяются отдельные акты Правительства РФ по вопросам государственного регулирования сферы производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (01.03.2026)

Изменения внесены в положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, а также правила скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий.

В частности, вместо лицензионного требования о наличии весоизмерительного оборудования установлено требование о наличии средства измерений массы.

Установлено, что более длительные сроки принятия решения о предоставлении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий применяются в случае указания свыше 15 адресов мест осуществления деятельности (ранее - свыше 10 адресов).

Кроме того, скорректированы процедуры взвешивания, производимого при приеме от сдатчика предметов скупки, и подписания договора купли-продажи предметов скупки.

(Постановление Правительства РФ от 02.10.2025 N 1518)

Изменяются требования к инвестиционным драгоценным металлам и правила их оборота (01.03.2026)

В частности, уточняется, что сопровождающие документы о качестве слитка (сертификат или паспорт) могут быть оформлены в бумажном виде или в электронном виде в ГИС ДМДК.

Организациям, осуществляющим аффинаж драгоценных металлов, и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, разрешается приобретать у физических лиц инвестиционные драгоценные металлы по договорам поручения, комиссии, агентским договорам с организациями, имеющими лицензию на скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий.

Юридические лица и ИП, занимающиеся розничной торговлей часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах, вправе продавать физическим лицам инвестиционные драгоценные металлы, полученные по договорам комиссии или агентским договорам для реализации от кредитных организаций.

Установлены случаи, в которых не применяется требование о направлении в организации, осуществляющие аффинаж драгоценных металлов, для переработки или аффинажа либо реализации организациям, осуществляющим аффинаж драгоценных металлов, приобретенных у физических лиц инвестиционных драгоценных металлов.

(Постановление Правительства РФ от 10.09.2025 N 1399)