I. Анализ текущего состояния осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, описание текущего развития профилактической деятельности Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
I. Анализ текущего состояния осуществления внешнего
контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям,
описание текущего развития профилактической деятельности
Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля
деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям,
характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего
контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям
Предметом внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - ВКД АО), является соблюдение аудиторскими организациями требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориального органа) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (далее - обязательные требования).
Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО, утвержден приказом Федерального казначейства от 9 августа 2022 г. N 226 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям" (в редакции от 19 августа 2025 г. N 249). Актуализация Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, проводится по мере необходимости.
Сведения о структурных единицах нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО, также внесены в ФГИС "Реестр обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы)".
Количество аудиторских организаций, являющихся объектами ВКД АО, из года в год сокращается. По сравнению с показателями 2014 года (924 аудиторские организации) число аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в 2025 году сократилось на 79,8% и составило 187 организаций. Данный факт обусловлен как общей экономической ситуацией, так и особенностями, связанными с реформированием аудиторской деятельности и функционированием рынка аудиторских услуг.
Аудиторские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", стандартами аудиторской деятельности, кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также иными требованиями, установленными Банком России, Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией "Содружество" (далее - СРО ААС) в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Под стандартами аудиторской деятельности понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные к применению на территории Российской Федерации Минфином России. Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.
Сравнительные результаты ВКД АО за период с 2014 по 2025 годы представлены в Таблице N 1.
По результатам анализа нарушений, выявленных в ходе ВКД АО по состоянию на 1 декабря 2025 года, установлено, что:
- требования к форме и содержанию аудиторского заключения не соблюдают 40% аудиторских организаций;
- требования к соблюдению этических принципов не соблюдают 26% аудиторских организаций;
- требования; к системе контроля качества услуг не соблюдают 40% аудиторских организаций;
- требования к формированию мнения в аудиторском заключении не соблюдают 26% аудиторских организаций;
- требования к разработке и выполнению аудиторских процедур, сбору достаточных надлежащих аудиторских доказательств не соблюдают 37% аудиторских организаций;
- требования по подготовке рабочей документации не соблюдают 39% аудиторских организаций.
Всего по состоянию на 1 декабря 2025 года по результатам проведенных проверок ВКД АО выявлено 11 673 нарушения обязательных требований, допущенных аудиторскими организациями.
Профилактическая деятельность Федерального казначейства в 2025 году осуществлялась по следующим направлениям:
- объявление предостережений в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований;
- проведение консультирований с использованием мобильного приложения "Инспектор";
- обобщение правоприменительной практики (в том числе посредством подготовки докладов, отчетов, статистической информации и рекомендаций по недопущению нарушения обязательных требований);
- обеспечение открытости деятельности Федерального казначейства (в том числе посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.gov.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) информации о деятельности по ВКД АО);
- проведение различных мероприятий, посвященных вопросам аудиторской деятельности и осуществления ВКД АО (совещаний, конференций, заседаний совещательных органов и рабочих групп) с участием представителей аудиторского сообщества, иных заинтересованных органов власти и организаций.
В целях реализации положений части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") издан приказ Федерального казначейства от 10 декабря 2024 г. N 477 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2025 год".
Профилактические мероприятия исполняются в течение года в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2025 год и Перечнем профилактических мероприятий.
Реализация положений Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в 2025 году осуществлялась по следующим направлениям:
- объявление предостережений о. недопустимости нарушения обязательных требований;
- проведение консультирований с использованием мобильного приложения "Инспектор";
- информирование аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований посредством:
поддержания в актуальном виде на официальном сайте Федерального казначейства перечня нормативных правовых актов и текстов правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВКД АО;
проведения заседаний Совета по организации внешнего контроля деятельности аудиторских организаций (далее - Совет по организации ВКД АО) и рабочих групп, созданных при нем, а также заседаний Контрольных комиссий Федерального казначейства по рассмотрению результатов ВКД АО;
проведения совместно с представителями аудиторского сообщества совещаний, конференций и семинаров;
- обобщение правоприменительной практики осуществления ВКД АО и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и официальных сайтах территориальных органов Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2025 году включали в себя следующую деятельность.
1. Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В 2025 году объявлено 44 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Результаты анализа оснований объявления предостережений свидетельствуют о том, что среди аудиторских организаций, которым объявлены предостережения:
- требования к раскрытию информации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не соблюдают 51% аудиторских организаций;
- требования к форме и содержанию аудиторского заключения не соблюдают 34% аудиторских организаций;
- требования к порядку подписания аудиторского заключения не соблюдают 16% аудиторских организаций;
- требования по включению сведений об аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям, не соблюдают 29% аудиторских организаций.
2. Проведено 24 профилактических мероприятия в виде консультирования аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, с использованием мобильного приложения "Инспектор", в ходе которых контролируемые лица проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3. В целях повышения информированности общественности по направлению деятельности ВКД АО проводится работа Советом по организации ВКД АО (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций"). Основанием деятельности Совета по организации ВКД АО является План работы Совета по организации ВКД АО на очередной год, утверждаемый руководителем Федерального казначейства - Председателем Совета по организации ВКД АО.
При Совете по организации ВКД АО действуют:
- Рабочая группа по актуализации Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики Федерального казначейства при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики при осуществлении контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
В рамках деятельности Рабочей группы по актуализации Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги, общественно значимым организациям (далее - Классификатор нарушений), совместно с СРО ААС продолжается работа по актуализации и дополнению Классификатора нарушений.
По итогам деятельности Рабочей группы по обобщению правоприменительной практики Федерального казначейства при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские, услуги общественно значимым организациям, и Рабочей группы по обобщению правоприменительной практики при осуществлении контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию, терроризма, экстремистской деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, проведен, анализ результатов контрольных мероприятий и выявляемых нарушений в целях подготовки предложений для включения в рекомендации аудиторским организациям по проведению обязательного аудита. Рассмотрены вопросы совершенствования направляемой в Росфинмониторинг информации о подозрительных операциях, а также уклонения компаний от прохождения обязательного аудита.
Проведены совещания с представителями аудиторского сообщества, посвященные соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности.
Также Федеральным казначейством совместно с представителями СРО ААС проведен ряд мероприятий с участием аудиторского сообщества, на которых аудиторские организации были проинформированы о результатах надзорной деятельности и о необходимости проведения аудиторскими организациями дополнительной работы в целях снижения количества нарушений требований законодательства Российской Федерации и повышения качества оказываемых аудиторских услуг.
По итогам деятельности Контрольных комиссий территориальных органов Федерального казначейства по рассмотрению результатов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и СРО ААС рассмотрены вопросы применения мер воздействия в. отношении 65 аудиторских организаций.
Вся информация о деятельности Контрольных комиссий территориальных органов Федерального казначейства по рассмотрению результатов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, Совета по организации ВКД АО и рабочих групп, созданных при нем, публикуется на официальном сайте Федерального казначейства.
4. По результатам работы по обобщению правоприменительной практики за 2024 год Федеральным казначейством подготовлен Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2024 год, который утвержден приказом Федерального казначейства от 25 февраля 2025 г. N 45.
5. Подготовлен Доклад о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2024 год.
6. На официальном сайте Федерального казначейства публикуется расширенная информация о результатах проведения плановых и внеплановых проверок, а также на регулярной основе актуализируется следующая информация:
- статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований;
- перечень и тексты правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВКД АО;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения аудиторских организаций к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- перечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, учитываемых при формировании ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорий риска;
- Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на очередной год.
7. В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 2 Положения о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1009, пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703, приказом Федерального казначейства от 2 декабря 2022 г. N 32н "Об утверждении форм документов, используемых Федеральным казначейством при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 72248), утверждены формы документов, используемых Федеральным казначейством при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора), которые размещены на официальном сайте Федерального казначейства.
8. В 2025 году представители Федерального казначейства и его территориальных органов приняли участие в следующих мероприятиях:
- конференциях с аудиторскими организациями по вопросам осуществления ВКД АО в 2025 году;
- XXV Международной научно-практической конференции "Аудит, бухгалтерский учет, финансовый контроль (надзор), налогообложение: актуальные вопросы, новые возможности и решения в эпоху цифровизации и IT-технологий";
- Международной научно-практической конференции "Современный этап развития евразийской экономической интеграции в сфере аудиторской деятельности";
- Всероссийской научно-практической конференции "Современные вызовы в аудите в контексте государственной политики в области аудиторской деятельности";
- совещании с представителями Комитета казначейской службы при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан;
- встрече с представителями Банка России по вопросам взаимодействия при осуществлении ВКД АО;
- конференции "Стратегия развития аудита: проблемы и перспективы";
- совещании на тему "Актуальные вопросы осуществления надзора за деятельностью аудиторских организаций";
- дискуссионной площадке "Финансовая безопасность малого бизнеса: диада рисков, которые нельзя игнорировать" в рамках II Сибирского аудиторского форума, посвященного 15-летию СРО ААС;
- круглом столе "Аудиторская деятельность в контексте современных вызовов к профессии";
- круглом столе "Аудиторская деятельность в современных условиях: проблемы, перспективы, возможности".
На регулярной основе в режиме аудио-видеоконференцсвязи проводятся вебинары и совещания с территориальными органами Федерального казначейства.
Все проводимые Федеральным казначейством мероприятия Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2026 год (далее - Программа) направлены на повышение уровня осведомленности аудиторских организаций об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации, предъявляемых к их деятельности, снижение рисков нарушения аудиторскими организациями указанных требований, а также стимулирование их добросовестного соблюдения.
В целях совершенствования проводимых Федеральным казначейством профилактических мероприятий необходимо обеспечить продолжение практики:
- осуществления анализа деятельности аудиторских организаций в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил;
- применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности;
- взаимодействия Федерального казначейства с СРО ААС и профессиональным аудиторским сообществом в части сближения подходов при применении мер воздействия к недобросовестным участникам рынка аудиторских услуг, а также координации деятельности по осуществлению методологической работы.
Показатели результативности и эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2025 год характеризуются следующими данными:
- доля проверок, осуществленных в, отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок - 79%;
- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия - 100%;
- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период, к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде - 73%.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875