I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Роспотребнадзора, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного санитарно-эпидемиологического контроля

(надзора), описание текущего развития профилактической

деятельности Роспотребнадзора, характеристика проблем,

на решение которых направлена программа профилактики

Предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:

а) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

б) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

в) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

г) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

е) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

ж) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) за следующими объектами государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля):

а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к которой предъявляются обязательные требования;

в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан. Сформирован федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также производственных объектов, подлежащих контролю (надзору) (реестр категорированных объектов). Проведено полное распределение объектов контроля, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), по категориям риска.

Перечни объектов контроля постоянно актуализируются. Роспотребнадзором обеспечена доступность информации об объектах контроля. На официальном сайте Роспотребнадзора, сайтах территориальных органов Роспотребнадзора размещена информация об объектах контроля, предусмотренная пунктами 29 и 30 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100 (https://rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/rko/rko_sanepid.php).

Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая с использованием ведомственной информационной системы собирать данные и отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска причиненный вред и характеристики индивидуального поведения контролируемых лиц.

Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), составляет за 9 месяцев 2025 г. - 728 999.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется с риск-ориентированным подходом. За 9 месяцев 2025 года территориальными органами Роспотребнадзора проведено 38 537 контрольных (надзорных) мероприятий, из них плановых - 16 791 мероприятие.

Внеплановые проверки проводились по следующим основаниям:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

5) выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

6) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае, если представление такого уведомления является обязательным, или без лицензии, предусмотренной для видов деятельности, указанных в пунктах 6 - 9.1, 11, 12, 14 - 17, 19 - 21, 24 - 31, 34 - 36, 39, 40, 42 - 55 и 59 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", или без предоставления в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, необходимых для регистрации в указанной информационной системе, в случаях, если представление таких сведений является обязательным, с извещением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля;

7) уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.

Доля плановых контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых выявлены правонарушения, от общего числа плановых мероприятий составила - 87%.

По выявленным нарушениям:

- вынесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

- составлены протоколы об административном правонарушении и др.

За 9 месяцев 2025 года были проведены следующие профилактические мероприятия:

- профилактические визиты - 100 847, за 9 месяцев 2024 года - 140 979 (уменьшение на 29%)

- информирование - 102 851, за 9 месяцев 2024 года - 91 231 (увеличение на 11%)

- консультирование - 217 841, за 9 месяцев 2024 года - 203 262 (увеличение на 7%)

- объявление предостережения - 83 704, за 9 месяцев 2024 года - 78 668 (увеличение на 6%).