Республика Беларусь

Туристический потенциал Республики Беларусь заключается в многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия. В последние годы в стране наблюдается положительная динамика развития въездного и внутреннего туризма.

Так, в 2024 году количество въездных поездок в Республику Беларусь увеличилось почти вдвое по сравнению с 2020 годом и составило 6,6 млн поездок.

Кроме того, увеличилось количество посетивших Республику туристов. Так, в 2024 году данный показатель возрос по сравнению с уровнем 2020 года более чем в 4 раза и составил 367 тыс. человек.

Наблюдается увеличение доли туристического сектора в ВВП Республики. Если в 2020 году доля туризма в ВВП составляла 1,4%, то в 2022 году данный показатель увеличился до 1,9%.

В 2022 году в Республике Беларусь в туристическом секторе создано 231,5 тыс. рабочих мест, что на 18,5% больше, чем в 2020 году.

Наблюдается положительная динамика экспорта туристических услуг. Так, в 2024 году значение данного показателя достигло допандемийного уровня и составило 265,8 млн долларов США, что на 28,6% больше, чем в 2023 году.

В Республике Беларусь получил развитие агроэкогуризм. Так, в 2024 году количество агроэкотуристов достигло уровня 2020 года и составило 428 тыс. человек.

Динамика статистических показателей Республики Беларусь представлена в приложении к настоящей Концепции.

Получили развитие и иные виды туризма: активный, гастрономический, деловой, историко-культурный, лечебно-оздоровительный, медицинский, образовательный, охотничий, промышленный, религиозный, событийный, экологический.

С 1 января 2024 г. сложилась практика придания календарным месяцам в течение всего года тематики того или иного вида туризма. Для популяризации различных видов туризма проведено свыше 2,5 тыс. мероприятий, в которых приняло участие порядка 1 миллиона человек.

В Республике Беларусь большое внимание уделяется развитию туристической инфраструктуры. Так, в 2024 году в коллективных средствах размещения было размещено 3,6 млн человек, что на 618 тыс. человек больше, чем в 2019 году.

В 2024 году функционировало 618 гостиниц вместимостью 39 тыс. мест, в которых было размещено более 2,5 млн человек, из них 1,2 млн иностранных граждан, среднегодовой коэффициент загрузки составил 37,3% (самый высокий показатель загрузки гостиниц с 2016 года).

В летний сезон в точках туристического притяжения гостиницы максимально загружены. Наращиванию экспорта от услуг гостиниц будет способствовать строительство гостиниц "туристического класса" на 100 - 120 номеров, способных принимать 1-2 туристических автобуса.

В рамках государственной программы "Беларусь гостеприимная" на 2021 - 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. N 58, построено и реконструировано 39 объектов туристической инфраструктуры. На реализацию программы привлечены из внебюджетных источников более 244 млн рублей, затраты из бюджета составили 4%.

Туристическим брендом и источником экспортных поступлений (до 50%) от общего объема являются санаторно-курортные учреждения. Функционируют 75 санаториев на 20 тыс. мест. В 2024 году средняя заполняемость здравниц составила 84,3%.

Также в рамках подготовки новой государственной программы "Беларусь гостеприимная" до 2030 года прорабатываются 16 мероприятий по совершенствованию инфраструктуры санаториев. Перспективными регионами для строительства новых санаториев являются Могилевская и Витебская области, а также природоохранные и туристско-рекреационные районы страны (Каменецкий, Пружанский, Браславский, Логойский, Мядельский).

В части развития транспортно-логистической инфраструктуры будут приняты меры по улучшению логистических возможностей прибытия туристов из государств-членов воздушным транспортом и восстановлению железнодорожного сообщения, в том числе с учетом реализации совместных евразийских туристических маршрутов.

Основными проблемами, препятствующими развитию туризма, являются:

недостаточный уровень развития туристической и транспортно-логистической инфраструктуры (в частности, существует потребность в улучшении логистики прибытия туристов из государств-участников Содружества Независимых Государств авиатранспортом и восстановлении железнодорожного сообщения). Кроме того, вопрос совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры также актуален в рамках сотрудничества государств-членов в крупных экономических и торговых проектах (например, в проекте Великий Шелковый путь);

низкая инвестиционная активность в сфере туризма;

недостаточное финансирование маркетинговых мероприятий в туризме.

Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка туристической индустрии, развитие внутреннего туризма и международного въездного туризма.

Среди перспективных направлений развития туризма отмечаются:

разработка и внедрение 12 государственных стандартов Республики Беларусь в сфере туризма, повышение осведомленности граждан в части защиты прав потребителей туристических услуг;

разработка профессиональных стандартов в сфере туризма;

строительство новых и модернизация существующих коллективных средств размещения, в первую очередь крупных санаторно-курортных организаций и гостиничных комплексов, укрепление их материально-технической базы и расширение спектра услуг;

развитие сети туристических информационных центров с расширением их функционала;

развитие инфраструктуры для водного направления активного туризма;

диверсификация направлений въездного туризма, увеличение доли прибытий туристов из юго-восточных стран;

создание и развитие туристических цифровых сервисов (на базе платформы "Умный город" и других цифровых решений);

продвижение туристических объектов и услуг с использованием современных цифровых каналов и SMM-технологий: контент-маркетинга (публикации на тематических сайтах, в блогах и др.), email-маркетинга (электронной почтовой рассылки, которая также может являться частью контент-маркетинга), таргетированной рекламы в социальных сетях, контекстной рекламы, медийной рекламы, SEO (продвижения сайтов в поисковых системах), партнерских программ, аудио- и видеорекламы (рекламы в подкастах и др.);

совершенствование системы подготовки кадров для сферы туризма.

В части стимулирования внутреннего туризма в Республике Беларусь с 2022 года ежегодно выполняется установленный целевой план социально-экономического развития по туристическому направлению.

В период с 2022 по 2024 годы утверждены и вступили в действие 39 нормативных правовых актов, регулирующих туристическую сферу.

Так, впервые утверждена Единая классификация видов туризма в Республике Беларусь, которая включает в себя 13 видов туризма.

Для поддержки туристической индустрии, развития внутреннего туризма и международного въездного туризма государством принимаются меры по:

созданию и обеспечению благоприятных условий для деятельности субъектов туристической индустрии;

проведению исследований в сфере туризма;

реализации программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку туристической индустрии, а также на развитие внутреннего туризма и международного въездного туризма;

созданию и развитию туристических зон;

развитию экскурсионного обслуживания и разработке новых маршрутов экскурсий;

участию субъектов туристической индустрии в выставках, ярмарках и иных мероприятиях, направленных на развитие туристического потенциала Республики Беларусь в целом и ее административно-территориальных единиц;

созданию и функционированию туристических информационных центров.

В соответствии с мировым опытом туристические информационные центры являются действенным механизмом развития регионального туризма. В настоящее время создано 36 таких центров.

Приоритетная долгосрочная цель работы туристических информационных центров вне зависимости от масштаба деятельности и места расположения - увеличение вклада сферы туризма в экономику региона. Их деятельность не ограничивается информационно-консультационным обслуживанием.

Данные организации являются абсолютно новыми структурами в вертикали управления сферой туризма, однако уже вовлечены в широкий спектр правовых отношений между субъектами туристической индустрии, государством, бизнесом, туристами и экскурсантами.

В перспективе предполагается трансформировать туристические информационные центры в региональные центры развития туризма, обладающие управленческими и коммерческими компетенциями, в том числе в сфере внебюджетной деятельности, связанной с продажей сувенирной продукции и предоставлением экскурсионных услуг.

Создание на базе туристических информационных центров экскурсионных бюро позволит обеспечить занятость населения, а также получение государством доходов от оказания экскурсионных услуг и популяризации туристических маршрутов.

Государством принимаются иные меры, направленные на поддержку туристической индустрии, развитие внутреннего туризма и международного въездного туризма (налоговые, кредитно-финансовые, маркетинговые и прочие меры).