Дополнительное образование детей является неотъемлемым элементом системы образования Российской Федерации.
В целях определения приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее - Концепция) которой, предусмотрено планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием до 80% к 2024 году и до 82% - к 2030 году, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении.
Механизмом реализации Концепции является план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, II этап (2025 - 2030 годы), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. N 1745-р.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) дополнительные общеобразовательные программы детей могут реализовываться образовательными организациями разных типов, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Традиционно значительная доля детей обучается по дополнительным общеобразовательным программам в организациях дополнительного образования детей, имеющих разную ведомственную принадлежность (образование, культура и спорт).
Дополнительное образование создает условия, благоприятные для удовлетворения интересов личности, и обеспечивает тем самым реальность освоения человеком определенной культуры. В то же время специфика дополнительного образования детей, которая состоит в добровольности обучения и свободе выбора образовательной программы и места ее освоения, в возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, обусловливает высокий потенциал учреждений дополнительного образования детей в решении задач российского образования.
Именно дополнительное образование должно дать ребенку навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Интенсивное внедрение новых технологий требует умения применять все новые навыки на стыке различных видов деятельности.
Вместе с тем в отдельных субъектах Российской Федерации отмечаются факты ликвидации и реорганизации организаций дополнительного образования детей.
В этой связи информируем, что разработка и принятие решений по оптимизации сети организаций дополнительного образования детей должна осуществляться на основе законодательно закрепленных принципов информационной открытости и государственно-общественного характера управления системой образования.
Необходимо обеспечить строгое соблюдение положения Закона об образовании, согласно которому принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Принципиально важно обеспечить открытость процедур формирования и работы указанных комиссий, своевременное и полное информирование граждан о принимаемых ими решениях.
Кроме того, при подготовке решения о реорганизации или ликвидации организации дополнительного образования детей рекомендуется проведение обсуждений данной инициативы (проекта решения) на заседании органа коллегиального управления образовательных организаций, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закон об общественном контроле) направлен на обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами и муниципальными местного организациями, самоуправления, государственными иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
В соответствии с данным законом субъекты общественного контроля (общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации) могут осуществлять общественный мониторинг, общественные проверки, общественную экспертизу. Предметом указанных форм общественного контроля могут выступить соответственно действия органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении организаций дополнительного образования, в т.ч. проекты решений о реорганизации организации дополнительного образования (статьи 18 - 22 Закона об общественном контроле).
Кроме того, в целях общественного контроля в отношении проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления могут проводиться общественные обсуждения.
Модернизация сети образовательных организаций является необходимым условием обеспечения доступности и качества образовательных услуг, эффективности использования бюджетных средств. Применительно к системе дополнительного образования особенное значение при этом имеет организация межведомственного взаимодействия. Представляется целесообразным разработка и апробация в субъектах Российской Федерации новых межведомственных моделей управления сферой дополнительного образования детей, предполагающих единые подходы к учету детей и их образовательных результатов, планированию деятельности, программному, кадровому и финансовому обеспечению.
Эффективное межведомственное взаимодействие особенно значимо для обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей в малонаселенных и отдаленных территориях.
На региональном и муниципальном уровне необходимо максимально эффективно использовать предоставленные законодательством возможности использования сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Минпросвещения России обращает внимание на необходимость достижения Показателей федерального проекта "Все лучшее детям" национального проекта "Молодежь и дети" по субъектам Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875