9. Алгоритмы действий медицинских работников, направленные на сохранение здоровья работников, выявление и ликвидацию рисков развития заболеваний, а также по внедрению технологий здоровьесбережения на рабочем месте
Медицинские работники играют ключевую роль в поддержании здоровья сотрудников на рабочем месте. Разработка и внедрение алгоритмов действий, направленных на выявление и ликвидацию предпосылок развития заболеваний и состояний, а также на внедрение технологий здоровьесбережения является наиболее оптимальным механизмом сохранения здоровья работающих.
Правительством Российской Федерации реализован ряд законодательных инициатив, позволяющих организовать проведение профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и диспансерного наблюдения на рабочем месте.
В соответствии с изменениями, которые вносятся в порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.09.2023 N 515н, предусмотрена возможность выполнения профилактических мероприятий не только в той медицинской организации, где пациент получает первичную медико-санитарную помощь, но и в иной медицинской организации.
Сходные положения распространяются на порядок ведения диспансерного наблюдения взрослого населения в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1940, утверждающего Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Для организации профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения граждан, осуществляющих трудовую деятельность, при участии сторонней медицинской организации, следует последовательно соблюдать приведенный ниже алгоритм.
Этап 1. Руководящие органы субъекта Российской Федерации передают в орган исполнительной власти, ответственный за охрану здоровья на региональном уровне, информацию о работодателях, действующих в соответствующем регионе.
На данной стадии формируется список организаций, содержащий контактные данные руководителей предприятий, сотрудники которых будут включены в профилактические программы. Список рекомендуется структурировать по численности работников для оптимизации распределения ресурсов.
Этап 2. Медицинская организация инициирует взаимодействие с представителями работодателя.
Это предусматривает установление делового контакта между организацией здравоохранения и работодателем, входящим в утвержденный список, с участием ответственного лица за координацию мероприятий по проведению осмотров, диспансеризации и наблюдения. Каждая сторона должна назначить своего представителя, ответственного за организационное сопровождение процесса.
Этап 3. Совместно с работодателем формируется поименный список работников, выразивших добровольное согласие на прохождение профилактических мероприятий.
Организация предоставляет перечень сотрудников, желающих пройти профилактический медицинский осмотр, диспансеризацию и (при наличии показаний) быть включенными в систему диспансерного наблюдения. При формировании такого списка рекомендуется учитывать данные, полученные ранее в рамках диспансеризации, а также информацию, предоставляемую медицинской службой самого работодателя.
От каждого гражданина, изъявившего желание участвовать в программе, должно быть получено письменное информированное добровольное согласие на проведение профилактических мероприятий.
Этап 4. Медицинское учреждение направляет полученные списки застрахованных лиц в территориальный фонд обязательного медицинского страхования для проведения сверки.
Проверка необходима для исключения повторного прохождения обследований в текущем календарном году, а также для уточнения сведений о проведении диспансерных приемов в рамках действующего отчетного периода. Также проверка позволяет подтвердить наличие у граждан заболеваний, требующих динамического наблюдения в рамках системы диспансерного учета.
По итогам этой сверки составляется финальный перечень сотрудников, которым будут организованы осмотры и диспансеризация вне прикрепленной медицинской организации. Указанные сведения затем передаются в соответствующую страховую медицинскую организацию.
Этап 5. Медицинская организация формирует и согласовывает с работодателем график проведения мероприятий по профилактическим осмотрам, диспансеризации и диспансерному наблюдению на территории предприятия.
В рамках этого этапа определяются условия и формат проведения обследований: они могут проходить как на базе медицинского учреждения, так и непосредственно в стенах организации, где трудятся застрахованные граждане. Совместно утверждается детализированный график проведения мероприятий.
Этап 6. Разработка и согласование расписания диспансерного наблюдения с работодателем.
Рекомендуется разделить общий список участников по временным интервалам, выделенным в рамках согласованных дней, что обеспечит равномерную загрузку специалистов и минимизирует простои производственных процессов.
Этап 7. Оповещение работников и обучающихся о возможности пройти диспансерное наблюдение на базе своего предприятия или учебного заведения.
На этом этапе организуется информационная кампания, направленная на доведение до сведения сотрудников конкретной даты, времени и места проведения профилактических мероприятий. Информирование осуществляет работодатель, опираясь на утвержденный график.
Этап 8. Непосредственное проведение профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения.
Все мероприятия реализуются в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуры проведения профилактических осмотров и диспансерного наблюдения за взрослыми гражданами. В случае невозможности выполнения определенных исследований на территории работодателя, сотруднику предоставляется возможность пройти обследование на территории медицинской организации.
Этап 9. Внесение полученных данных в медицинскую информационную систему.
Результаты проведенных мероприятий должны быть своевременно переданы в Единую государственную систему в сфере здравоохранения. Это обеспечивает доступ к информации для той медицинской организации, которая оказывает гражданину первичную медико-санитарную помощь, и позволяет использовать данные для планирования дальнейшего ведения пациента.
Организация профилактических мероприятий на территории работодателя способствует повышению доступности медицинских услуг, позволяет работодателям зачесть данные осмотры в счет обязательных периодических медицинских обследований, повышает эффективность раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, а также сохраняет высокий уровень трудового потенциала внутри организации.
Рекомендуемые схемы и алгоритмы проведения профилактических мероприятий работающих представлены в приложении Б.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875