VI. Задачи научно-технологического развития транспортного комплекса

VI. Задачи научно-технологического развития

транспортного комплекса

23. Стратегические задачи, решаемые за счет научно-технологического развития транспортного комплекса, включают:

повышение скорости движения, энергоэффективности и комфортабельности транспортной системы;

внедрение новых материалов при конструировании транспортных средств и строительстве транспортной инфраструктуры;

совершенствование систем связи и навигации, включая решение проблем кибербезопасности;

цифровизацию транспортной системы, внедрение принципов платформенной экономики, методов искусственного интеллекта и интернета вещей для управления транспортными системами, повышения их безопасности и снижения аварийности на всех видах транспорта;

переход на экологичные виды топлива (энергии), развитие инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта и автономных транспортных средств.

24. Организационные задачи научно-технологического развития транспортного комплекса включают:

формирование эффективной системы управления в области транспортной науки, технологий и производства;

обеспечение единого научно-технологического пространства, ориентированного на решение государственных задач и удовлетворение потребностей транспортного комплекса и общества;

создание инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и осуществления экспериментальных разработок в транспортном комплексе, внедрения наукоемких технологий, отвечающих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности транспортного комплекса, на основе лучших российских и мировых практик;

развитие потенциала подведомственных организаций и организаций транспортного комплекса, создание сети центров научно-технологических компетенций;

обеспечение высококвалифицированными кадрами транспортной науки, создание возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области транспортной науки, технологий и технологического предпринимательства за счет сохранения и развития интеллектуального потенциала науки, повышения престижа профессии ученого и транспортного инженера;

повышение эффективности системы взаимодействия науки, технологий и производства в транспортном комплексе за счет повышения восприимчивости транспортного комплекса и общества к новым технологиям, создания условий для развития наукоемкого предпринимательства, а также усиления взаимодействия транспортного комплекса с транспортным машиностроением;

формирование модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области транспортных научных исследований и разработок, позволяющей защитить национальные интересы Российской Федерации в условиях внешнего давления, сохранить идентичность отечественной транспортной науки и повысить ее эффективность за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

25. В целях формирования эффективной системы управления научными исследованиями и разработками в транспортной отрасли предусматриваются:

формирование системы научно-технологического прогнозирования и предиктивной аналитики научных, технологических, социально-экономических трендов транспортной отрасли;

разработка и регулярная актуализация комплексной программы научных исследований и технологических разработок для транспортного комплекса, включая перечень приоритетных направлений проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

обеспечение научно-технического сопровождения реализации проектов, включая проведение научных исследований, проектно-аналитических работ;

методологическое и методическое обеспечение проведения научной (научно-технической) экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов в сфере транспорта при участии Российской академии наук;

активное участие в государственных и общественных программах поддержки.

26. В целях развития единого отраслевого научно-технологического пространства транспортной отрасли предусматриваются:

укрепление эффективного взаимодействия с Российской академией наук по широкому кругу актуальных научных направлений;

обеспечение проведения комплексных научных исследований в сетевом режиме объединенными научно-исследовательскими коллективами по ключевым направлениям развития транспортной отрасли;

формирование эффективной системы отраслевого взаимодействия в сфере науки и технологий на базе создания единой отраслевой платформы взаимодействия ученых и исследователей, работающих по тематике научно-технологического развития транспортного комплекса, в рамках домена "Наука и инновации";

создание единой системы научной издательской деятельности в сфере транспорта;

завершение создания ключевого элемента научно-технологической инновационной экосистемы транспортной отрасли - многофункционального технологического кластера "Образцово" для проведения научных исследований и технологических разработок;

создание в составе Российской академии наук секции по проблемам транспорта для обеспечения научной координации и экспертизы фундаментальных научных исследований в области транспорта;

формирование института квалифицированного заказчика в Министерстве транспорта Российской Федерации и подведомственных организациях;

включение представителей транспортной науки в состав органов государственной власти Российской Федерации, определяющих государственную политику в сфере науки;

создание условий для подключения научных организаций и образовательных организаций высшего образования, проводящих научные исследования в сфере транспорта, к реализации государственных программ развития фундаментальных научных исследований;

формирование ежегодной программы (календаря) проведения наиболее важных научных мероприятий по тематике научно-технологического развития транспортного комплекса.

27. В целях создания инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и осуществления экспериментальных разработок в транспортном комплексе, развития потенциала подведомственных организаций и организаций транспортного комплекса предусматриваются:

создание центров научно-технологических компетенций, лабораторий по приоритетным направлениям научно-технологического развития транспортного комплекса;

оснащение центров научно-технологических компетенций современным оборудованием, предназначенным для проведения научных исследований и испытаний в сфере транспорта;

обеспечение широкого доступа исследователей и исследовательских коллективов к информационным ресурсам, результатам научных исследований, научной инфраструктуре, к технологическим разработкам в системе транспортной науки;

расширение присутствия отраслевых образовательных организаций высшего образования в российских и зарубежных международных рейтингах;

поддержка участия отраслевых образовательных организаций высшего образования и научных организаций в конкурсах на получение мер государственной поддержки, грантов организаций для ведения фундаментальных научных, поисковых и прикладных научных исследований.

28. В целях обеспечения высококвалифицированными кадрами транспортной науки, создания возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области транспортной науки, технологий и технологического предпринимательства предусматриваются:

активное участие представителей молодежной науки в Конгрессе молодых ученых на федеральной территории "Сириус" и в других президентских программах поддержки молодежной науки;

формирование системы конкурсов на лучшие научные публикации в сфере транспорта;

создание единого информационного портала отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования с размещением возможной для открытого доступа информации о научной и (или) научно-технической деятельности;

формирование единой отраслевой системы поддержки молодых ученых;

реинжиниринг программ отраслевой аспирантуры и докторантуры с их целевой ориентацией на решение предусмотренных настоящей Концепцией задач;

повышение вовлеченности студентов и аспирантов в решение реальных проблем транспортных организаций;

создание единой системы выявления талантливой молодежи, воспитания и содействия успешной карьере в области науки, технологий и технологического предпринимательства;

увеличение количества диссертационных советов по транспортным научным специальностям;

расширение отраслевой экосистемы конкурсов научно-технической направленности для юношества, молодежи, студентов и молодых ученых;

внедрение практики увязки проектной деятельности с ключевыми направлениями научных исследований;

расширение лучших практик ранней профессиональной ориентации детей и вовлечение в научно-техническую деятельность большего числа организаций;

расширение механизмов связанности подготовки научных кадров высшей квалификации с интересами технологического развития транспортного комплекса и его организаций;

создание единого отраслевого научного студенческого общества на базе студенческих конструкторских бюро;

подготовка современных управленческих кадров в сфере организации исследовательской, внедренческой и научно-технологической деятельности.

29. В целях повышения эффективности системы взаимодействия науки, технологий и производства в транспортном комплексе, повышения восприимчивости транспортного комплекса и общества к новым технологиям, создания условий для развития наукоемкого предпринимательства, а также усиления взаимодействия транспортного комплекса с транспортным машиностроением предусматриваются:

формирование на базе отраслевых образовательных организаций высшего образования центров трансфера технологий, центров развития молодежного технологического предпринимательства (бизнес-инкубаторов), стартапов, сфокусированных на научно-технологических решениях;

выделение студентам на конкурсной основе грантов на создание стартапов;

организация единых для транспортной отрасли тренингов предпринимательских компетенций;

организация общеотраслевых акселерационных программ;

привлечение специализированных компаний по инвестированию в студенческие стартапы;

расширение на все отраслевые научные организации и образовательные организации высшего образования деятельности студенческих конструкторских бюро;

учет при оценке деятельности отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования наличия результатов деятельности студенческих конструкторских бюро в виде разработанных прототипов (действующих моделей), программного обеспечения, показателей деятельности центров трансфера технологий и результатов развития молодежного предпринимательства;

содействие ускорению процесса трансфера технологий между разработчиками и потребителями за счет совершенствования механизмов трансфера технологий в формате формирования заказа с ориентацией на технологические потребности организаций транспортного комплекса.

30. В целях формирования модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области транспортных научных исследований и разработок предусматриваются:

обеспечение ускоренного развития научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства, с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (с учетом возможностей и особенностей каждой страны) и дружественными иностранными государствами, прежде всего в рамках БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза;

участие российских ученых и исследовательских коллективов в международных проектах, предоставляющих доступ к новым компетенциям и (или) ресурсам, исходя из необходимости обеспечения национальных интересов Российской Федерации;

участие представителей российской транспортной науки в качестве экспертов в деятельности международных профильных организаций с участием Российской Федерации;

взаимодействие с разработчиками международных стандартов, в том числе в сферах гражданской авиации и морского судоходства, в целях учета интересов и опыта Российской Федерации;

развитие международной научной и (или) научно-технической деятельности по тематике научно-технологического развития транспортного комплекса во взаимодействии с дружественными иностранными государствами;

участие в международных конкурсах по линии Российского научного фонда;

задействование научной составляющей при организации сетевого взаимодействия отраслевых образовательных организаций высшего образования;

изменение статуса проводимых при участии Министерства транспорта Российской Федерации конкурсных мероприятий научно-технологической направленности в целях участия в них граждан дружественных иностранных государств.