III. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого развития транспортной системы

III. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого

развития транспортной системы

10. Транспортная наука играет ведущую историческую роль в развитии транспортной системы страны. Внедрение новых технологий, применение фундаментальных открытий в сфере транспорта позволили отечественному транспорту завоевать лидирующие позиции и создать одну из самых современных в мире транспортных систем.

11. Начало развития современной транспортной системы, основанной на достижениях науки, было положено в 1809 году, когда одновременно с созданием единого транспортного ведомства России - Управления водяными и сухопутными сообщениями были созданы Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

На протяжении XIX - начала XX века основополагающими являлись научные задачи, связанные с созданием железных дорог, развитием транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, водных сообщений, совершенствованием технологий транспортного строительства, реализацией крупнейшего в мире проекта строительства Транссибирской магистрали, формированием отраслевого законодательства. Активное развитие получили транспортное образование и наука, были созданы специализированные научно-исследовательские организации транспортного комплекса.

В XX веке благодаря развитию транспортной науки решены сложнейшие технологические задачи и реализованы масштабные инфраструктурные проекты во всех видах транспорта, в том числе строительство метрополитенов, создание и производство отечественных пассажирских воздушных судов, локомотивов и вагонов, морских и речных судов, ледокольного флота, грузовых и пассажирских автомобилей, дорожно-строительной техники. Построена Байкало-Амурская магистраль, проведена массовая электрификация железных дорог, созданы системы управления воздушным движением и перевозками на всех видах транспорта. Создана сеть образовательных организаций, где профильными учеными сформулированы основные направления науки и научные специальности в области транспорта, сформированы научные школы. Важнейшим шагом стало создание в 1930-х годах в Академии наук СССР секции по научной разработке проблем транспорта, действовавшей до 1955 года.

В XXI веке транспортная система России развивается в условиях глобальных изменений, связанных с переходом на альтернативные источники энергии, цифровизацию и экологическую модернизацию. Особое внимание уделяется наземному автомобильному транспорту, в том числе осуществляющему пассажирские перевозки. Электробусы интегрируются в городские транспортные системы, производится отечественный электрический автомобильный транспорт, включая упомянутые электробусы, разрабатываются новые виды электрического автомобильного транспорта, в том числе для перевозки грузов, развивается сеть зарядной инфраструктуры для них. Развитие получают отечественные суда внутреннего плавания, работающие на электрической тяге, обеспечивающие экологически чистые пассажирские перевозки, а также реализуются работы по внедрению водородных силовых установок в транспортные средства.

12. Научную (научно-исследовательскую) деятельность в интересах транспортного комплекса на федеральном уровне ведут научные организации и образовательные организации высшего образования, научные организации, осуществляющие деятельность во взаимодействии с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - Российская академия наук) и под его научно-методическим руководством, центры компетенций и инфраструктурные центры для реализации программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы, организации транспортного комплекса, Общероссийская общественная организация "Российская академия транспорта".