V. Цель Концепции и направления научно-технологического развития транспортного комплекса
17. Целью настоящей Концепции является научно-технологическое развитие транспортного комплекса для создания высококонкурентной на мировом уровне, высокотехнологичной и эффективной транспортно-логистической системы.
18. Направления научно-технологического развития транспортного комплекса учитывают комплексные задачи в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, вызовы и задачи в области транспорта (включая автомобильный транспорт, пассажирский транспорт общего пользования в городских агломерациях, воздушный, железнодорожный, морской и речной транспорт, безопасность на транспорте, дорожное хозяйство, обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации), а также разработку технологий, связанных с требованиями, предусмотренными международными конвенциями и соглашениями, принятыми в рамках Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации, Организации сотрудничества железных дорог, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.
19. К ключевым направлениям научно-технологического развития транспортного комплекса относятся:
разработка новых видов транспортной техники, технологии высокоавтоматизированных, беспилотных и автономных транспортных средств, а также зарядных станций для электрического автомобильного транспорта и водородных заправочных станций для водородного транспорта;
развитие технологий, инфраструктуры и подвижного состава для обеспечения высокоскоростных перевозок;
применение новых источников энергии для транспорта;
разработка современных технологий связи и коммуникаций, интеллектуальных транспортных систем;
создание новых материалов и технологий для транспортного строительства и содержания транспортной инфраструктуры, эксплуатации транспортных средств;
совершенствование мер обеспечения комплексной безопасности;
цифровизация и внедрение принципов платформенной экономики, обеспечивающих снижение транспортных издержек и повышение эффективности логистической функциональности транспортного комплекса.
20. Ключевые направления научно-технологического развития транспортного комплекса реализуются во взаимосвязи с развитием важнейших наукоемких технологий, в частности:
с критическими технологиями создания высокоэффективных систем генерации, распределения и хранения энергии (в том числе атомной), микроэлектроники и фотоники для систем хранения, обработки, передачи и защиты информации, защищенных квантовых систем передачи данных;
с технологиями создания доверенного и защищенного системного и прикладного программного обеспечения, в том числе для управления социальными и экономически значимыми системами, космического приборостроения для развития современных систем связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, системного анализа и прогноза социально-экономического развития и безопасности Российской Федерации в формирующемся миропорядке;
с технологиями мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды и изменения климата (в том числе ключевых районов Мирового океана, морей Российской Федерации, Арктики и Антарктики);
с технологиями предупреждения и снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, негативных социально-экономических последствий;
со сквозными технологиями создания новых материалов с заданными свойствами и эксплуатационными характеристиками, искусственного интеллекта, создания отечественных средств производства и научного приборостроения, природоподобных технологий.
21. Основными направлениями фундаментальных научных, поисковых прикладных исследований в сфере транспорта являются:
прогнозное моделирование направлений и масштаба развития транспортной системы Российской Федерации с учетом данных природно-ресурсных изысканий и разработок, климатических, стоимостных, региональных природных факторов, геологических и грунтовых условий, оценок сейсмической и геодинамической опасности, необходимости повышения связанности территории страны и преодоления экономических дисбалансов развития;
комплексная оценка стоимости транспортной составляющей при разработке проектов по добыче полезных ископаемых;
определение методов многокритериального предиктивного управления пространственно распределенными системами на основе интеллектуальной обработки с использованием технологии больших данных и имитационного моделирования;
оценка и математическое обоснование производительности алгоритмов управления потоками данных в режиме реального времени;
математический анализ и управление сложными техническими системами;
разработка архитектуры среды управления потоками данных для беспилотных транспортных средств;
использование систем спутникового навигационного, геоинформационного, картографического обеспечения в системах управления транспортом;
спутниковый и наземный мониторинг, оценка и прогноз влияния природных факторов на объекты транспортной инфраструктуры и эксплуатацию транспортных средств;
прогноз на основе данных гидрологии и климатических моделей ледовой обстановки на Северном морском пути, изменения уровня рек и внутренних морей для обеспечения судоходства и сохранности портовой инфраструктуры;
составление вероятностных моделей для сенсоров и их верификация;
использование искусственного интеллекта для решения задач обеспечения транспортной безопасности;
внедрение мультиагентного подхода и технологий создания распределенных реестров;
разработка методов обеспечения киберзащищенности и защиты от кибератак;
экологический анализ влияния на окружающую среду строительства транспортной инфраструктуры и эксплуатации транспортных средств;
решение вопросов санитарии и гигиены, сохранения здоровья населения, профилактики профессиональных заболеваний, транспортной медицины, реализации конвенционных требований в сфере охраны здоровья работников транспорта;
прогнозирование индивидуального и группового поведения людей при управлении и использовании ими транспортных систем с целью повышения их безопасности и снижения аварийности;
правовое обеспечение разработки и внедрения новых технологий в сфере транспортного комплекса, обеспечения безопасности транспортных потоков и безопасности на транспорте;
статистический анализ транспортной деятельности;
разработка отраслевых стандартов ведения ответственного бизнеса в транспортной сфере.
22. Основными перспективными транспортными технологиями являются:
высокоскоростные транспортные системы;
технологии магнитной левитации;
технологии вакуумно-трубопроводного транспорта;
технологии эксплуатации экранопланов и конвертопланов, воздушных судов с вертикальным взлетом и посадкой;
технологии создания и эксплуатации сверхзвуковых воздушных судов гражданского назначения;
технологии грузовых и пассажирских дирижаблей;
гибридные двигательные установки;
транспортные средства с электродвигателями, включая аппараты вертикального взлета и посадки;
инфраструктура, необходимая для эксплуатации автономных транспортных средств;
подключенные транспортные системы;
расширенная сфера использования автономных транспортных средств, гражданских беспилотных авиационных систем (в частности, грузоперевозки, сельское хозяйство, метеорология, ретрансляция, обслуживание и мониторинг объектов инфраструктуры, технический контроль транспортных средств);
перспективные, в том числе автоматические, средства индивидуальной мобильности;
защищенные от внешнего вмешательства системы связи и информационные системы;
технологии дистанционного зондирования;
технологии цифрового моделирования объектов;
производство новых материалов, предназначенных в том числе для использования в тяжелых условиях эксплуатации;
технологии цифрового управления процессами перевозок и транспортными системами;
транспортные средства для работы в нескольких природных средах (воздушной, наземной, водной, подводной).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875