V. Цель Концепции и направления научно-технологического развития транспортного комплекса

V. Цель Концепции и направления научно-технологического

развития транспортного комплекса

17. Целью настоящей Концепции является научно-технологическое развитие транспортного комплекса для создания высококонкурентной на мировом уровне, высокотехнологичной и эффективной транспортно-логистической системы.

18. Направления научно-технологического развития транспортного комплекса учитывают комплексные задачи в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, вызовы и задачи в области транспорта (включая автомобильный транспорт, пассажирский транспорт общего пользования в городских агломерациях, воздушный, железнодорожный, морской и речной транспорт, безопасность на транспорте, дорожное хозяйство, обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации), а также разработку технологий, связанных с требованиями, предусмотренными международными конвенциями и соглашениями, принятыми в рамках Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации, Организации сотрудничества железных дорог, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

19. К ключевым направлениям научно-технологического развития транспортного комплекса относятся:

разработка новых видов транспортной техники, технологии высокоавтоматизированных, беспилотных и автономных транспортных средств, а также зарядных станций для электрического автомобильного транспорта и водородных заправочных станций для водородного транспорта;

развитие технологий, инфраструктуры и подвижного состава для обеспечения высокоскоростных перевозок;

применение новых источников энергии для транспорта;

разработка современных технологий связи и коммуникаций, интеллектуальных транспортных систем;

создание новых материалов и технологий для транспортного строительства и содержания транспортной инфраструктуры, эксплуатации транспортных средств;

совершенствование мер обеспечения комплексной безопасности;

цифровизация и внедрение принципов платформенной экономики, обеспечивающих снижение транспортных издержек и повышение эффективности логистической функциональности транспортного комплекса.

20. Ключевые направления научно-технологического развития транспортного комплекса реализуются во взаимосвязи с развитием важнейших наукоемких технологий, в частности:

с критическими технологиями создания высокоэффективных систем генерации, распределения и хранения энергии (в том числе атомной), микроэлектроники и фотоники для систем хранения, обработки, передачи и защиты информации, защищенных квантовых систем передачи данных;

с технологиями создания доверенного и защищенного системного и прикладного программного обеспечения, в том числе для управления социальными и экономически значимыми системами, космического приборостроения для развития современных систем связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, системного анализа и прогноза социально-экономического развития и безопасности Российской Федерации в формирующемся миропорядке;

с технологиями мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды и изменения климата (в том числе ключевых районов Мирового океана, морей Российской Федерации, Арктики и Антарктики);

с технологиями предупреждения и снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, негативных социально-экономических последствий;

со сквозными технологиями создания новых материалов с заданными свойствами и эксплуатационными характеристиками, искусственного интеллекта, создания отечественных средств производства и научного приборостроения, природоподобных технологий.

21. Основными направлениями фундаментальных научных, поисковых прикладных исследований в сфере транспорта являются:

прогнозное моделирование направлений и масштаба развития транспортной системы Российской Федерации с учетом данных природно-ресурсных изысканий и разработок, климатических, стоимостных, региональных природных факторов, геологических и грунтовых условий, оценок сейсмической и геодинамической опасности, необходимости повышения связанности территории страны и преодоления экономических дисбалансов развития;

комплексная оценка стоимости транспортной составляющей при разработке проектов по добыче полезных ископаемых;

определение методов многокритериального предиктивного управления пространственно распределенными системами на основе интеллектуальной обработки с использованием технологии больших данных и имитационного моделирования;

оценка и математическое обоснование производительности алгоритмов управления потоками данных в режиме реального времени;

математический анализ и управление сложными техническими системами;

разработка архитектуры среды управления потоками данных для беспилотных транспортных средств;

использование систем спутникового навигационного, геоинформационного, картографического обеспечения в системах управления транспортом;

спутниковый и наземный мониторинг, оценка и прогноз влияния природных факторов на объекты транспортной инфраструктуры и эксплуатацию транспортных средств;

прогноз на основе данных гидрологии и климатических моделей ледовой обстановки на Северном морском пути, изменения уровня рек и внутренних морей для обеспечения судоходства и сохранности портовой инфраструктуры;

составление вероятностных моделей для сенсоров и их верификация;

использование искусственного интеллекта для решения задач обеспечения транспортной безопасности;

внедрение мультиагентного подхода и технологий создания распределенных реестров;

разработка методов обеспечения киберзащищенности и защиты от кибератак;

экологический анализ влияния на окружающую среду строительства транспортной инфраструктуры и эксплуатации транспортных средств;

решение вопросов санитарии и гигиены, сохранения здоровья населения, профилактики профессиональных заболеваний, транспортной медицины, реализации конвенционных требований в сфере охраны здоровья работников транспорта;

прогнозирование индивидуального и группового поведения людей при управлении и использовании ими транспортных систем с целью повышения их безопасности и снижения аварийности;

правовое обеспечение разработки и внедрения новых технологий в сфере транспортного комплекса, обеспечения безопасности транспортных потоков и безопасности на транспорте;

статистический анализ транспортной деятельности;

разработка отраслевых стандартов ведения ответственного бизнеса в транспортной сфере.

22. Основными перспективными транспортными технологиями являются:

высокоскоростные транспортные системы;

технологии магнитной левитации;

технологии вакуумно-трубопроводного транспорта;

подвесные рельсовые системы;

технологии эксплуатации экранопланов и конвертопланов, воздушных судов с вертикальным взлетом и посадкой;

технологии создания и эксплуатации сверхзвуковых воздушных судов гражданского назначения;

технологии грузовых и пассажирских дирижаблей;

гибридные двигательные установки;

транспортные средства с электродвигателями, включая аппараты вертикального взлета и посадки;

инфраструктура, необходимая для эксплуатации автономных транспортных средств;

подключенные транспортные системы;

расширенная сфера использования автономных транспортных средств, гражданских беспилотных авиационных систем (в частности, грузоперевозки, сельское хозяйство, метеорология, ретрансляция, обслуживание и мониторинг объектов инфраструктуры, технический контроль транспортных средств);

средства аэромобильности;

перспективные, в том числе автоматические, средства индивидуальной мобильности;

системы навигации;

защищенные от внешнего вмешательства системы связи и информационные системы;

технологии дистанционного зондирования;

технологии цифрового моделирования объектов;

производство новых материалов, предназначенных в том числе для использования в тяжелых условиях эксплуатации;

технологии цифрового управления процессами перевозок и транспортными системами;

транспортные средства для работы в нескольких природных средах (воздушной, наземной, водной, подводной).