IV. Основные тенденции, вызовы, сдерживающие факторы и возможности научно-технологического развития транспортного комплекса
IV. Основные тенденции, вызовы, сдерживающие факторы
и возможности научно-технологического развития
транспортного комплекса
13. Современными вызовами для успешного функционирования и развития транспортной системы являются:
необходимость обеспечения эффективной связанности территории Российской Федерации в силу уникального географического положения страны и протяженности ее территории;
масштабные санкционные ограничения, приводящие к дестабилизации глобальных логистических связей;
требование независимости транспортного комплекса, в том числе транспортных средств, технологического оборудования и аппаратно-программного обеспечения систем управления, от импортных критических технологий;
разнообразие природных и горно-геологических условий в районах размещения транспортной инфраструктуры, усиление климатических, экологических и других природных рисков;
рост угроз несанкционированного вмешательства в работу транспортного комплекса;
ужесточение международных конвенционных требований в сфере транспорта.
14. Перед транспортной наукой стоят вызовы, направленные на достижение технологического лидерства и суверенитета с учетом основных мировых трендов развития, связанные с развитием высокоскоростного железнодорожного движения, беспилотных, автономных и высокоавтоматизированных транспортных средств, обеспечением транспортной безопасности, интеллектуализацией транспортных систем, созданием Трансарктического транспортного коридора, развитием технологий быстровозводимой, эффективной, экономичной и долговечной транспортной инфраструктуры, новых, экологичных и высокоскоростных транспортных средств на альтернативных источниках энергии, включая электрический автомобильный транспорт и водородный транспорт, созданием инфраструктуры для них, а также с бесшовным транспортным пространством, взаимопроникновением и универсализацией технологий.
15. Значимыми факторами, сдерживающими научно-технологическое обеспечение транспортного комплекса, являются:
недостаточная координация государственной поддержки научных исследований в интересах транспорта;
недостаточная полнота нормативных документов, регламентирующих проведение научных исследований для отраслей транспорта;
медленное внедрение механизмов, исключающих дублирование тематик научной деятельности и обеспечивающих их преемственность;
отсутствие по ряду направлений конкурентоспособных отраслевых научных центров, способных на необходимом уровне проводить научные исследования и осуществлять экспериментальные разработки;
отсутствие в Российской академии наук профильной секции, специализирующейся на рассмотрении фундаментальных научных проблем и проведении научной экспертизы в сфере транспорта;
дефицит современного отечественного оборудования, предназначенного для проведения научных исследований и испытаний в сфере транспорта в отраслевых научных организациях;
низкая эффективность отраслевой аспирантуры.
16. Опыт и возможности, позитивно влияющие на научно-технологическое развитие транспортного комплекса, включают:
наличие многолетних инженерных и исследовательских традиций, преемственность специализации в сфере транспортных задач, сопряженных с задачами отрасли;
наличие подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации и находящихся в ведении подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств (далее - подведомственные организации) отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования с широким спектром компетенций;
большой опыт выполнения прикладных научных исследований, востребованных организациями транспортного комплекса (в среднем до 80 процентов научных работ выполняется на основе договоров);
опыт проведения фундаментальных научных исследований;
опыт участия отраслевых образовательных организаций высшего образования в реализации стратегических проектов отраслевой направленности в рамках программы стратегического академического лидерства, реализуемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3697-р;
опыт реализации отраслевыми научными организациями программ инновационного развития;
опыт организации консорциумов отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования, организаций транспортного комплекса, внеотраслевых предпринимательских организаций, образовательных организаций высшего образования, научных и внедренческих организаций для реализации комплексных тематически интегрированных проектов;
опыт участия в работе по развитию высокотехнологичных областей;
участие отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования в деятельности научно-образовательных центров мирового уровня;
опыт поддержки со стороны организаций транспортного комплекса научных исследований, проводимых отраслевыми образовательными организациями высшего образования (выделение грантов, стажировки, выделение ресурсов на создание и оснащение лабораторий);
наличие новых (в том числе запатентованных) технологических и конструктивно-компоновочных решений, новых научно-технических решений в сфере развития различных видов транспорта, безопасного функционирования транспортного комплекса.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875