IV. Основные тенденции, вызовы, сдерживающие факторы и возможности научно-технологического развития транспортного комплекса

IV. Основные тенденции, вызовы, сдерживающие факторы

и возможности научно-технологического развития

транспортного комплекса

13. Современными вызовами для успешного функционирования и развития транспортной системы являются:

необходимость обеспечения эффективной связанности территории Российской Федерации в силу уникального географического положения страны и протяженности ее территории;

масштабные санкционные ограничения, приводящие к дестабилизации глобальных логистических связей;

требование независимости транспортного комплекса, в том числе транспортных средств, технологического оборудования и аппаратно-программного обеспечения систем управления, от импортных критических технологий;

разнообразие природных и горно-геологических условий в районах размещения транспортной инфраструктуры, усиление климатических, экологических и других природных рисков;

дефицит трудовых ресурсов;

рост угроз несанкционированного вмешательства в работу транспортного комплекса;

ужесточение международных конвенционных требований в сфере транспорта.

14. Перед транспортной наукой стоят вызовы, направленные на достижение технологического лидерства и суверенитета с учетом основных мировых трендов развития, связанные с развитием высокоскоростного железнодорожного движения, беспилотных, автономных и высокоавтоматизированных транспортных средств, обеспечением транспортной безопасности, интеллектуализацией транспортных систем, созданием Трансарктического транспортного коридора, развитием технологий быстровозводимой, эффективной, экономичной и долговечной транспортной инфраструктуры, новых, экологичных и высокоскоростных транспортных средств на альтернативных источниках энергии, включая электрический автомобильный транспорт и водородный транспорт, созданием инфраструктуры для них, а также с бесшовным транспортным пространством, взаимопроникновением и универсализацией технологий.

15. Значимыми факторами, сдерживающими научно-технологическое обеспечение транспортного комплекса, являются:

недостаточная координация государственной поддержки научных исследований в интересах транспорта;

недостаточная полнота нормативных документов, регламентирующих проведение научных исследований для отраслей транспорта;

медленное внедрение механизмов, исключающих дублирование тематик научной деятельности и обеспечивающих их преемственность;

отсутствие по ряду направлений конкурентоспособных отраслевых научных центров, способных на необходимом уровне проводить научные исследования и осуществлять экспериментальные разработки;

отсутствие в Российской академии наук профильной секции, специализирующейся на рассмотрении фундаментальных научных проблем и проведении научной экспертизы в сфере транспорта;

дефицит современного отечественного оборудования, предназначенного для проведения научных исследований и испытаний в сфере транспорта в отраслевых научных организациях;

низкая эффективность отраслевой аспирантуры.

16. Опыт и возможности, позитивно влияющие на научно-технологическое развитие транспортного комплекса, включают:

наличие многолетних инженерных и исследовательских традиций, преемственность специализации в сфере транспортных задач, сопряженных с задачами отрасли;

наличие подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации и находящихся в ведении подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств (далее - подведомственные организации) отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования с широким спектром компетенций;

большой опыт выполнения прикладных научных исследований, востребованных организациями транспортного комплекса (в среднем до 80 процентов научных работ выполняется на основе договоров);

опыт проведения фундаментальных научных исследований;

опыт участия отраслевых образовательных организаций высшего образования в реализации стратегических проектов отраслевой направленности в рамках программы стратегического академического лидерства, реализуемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3697-р;

опыт реализации отраслевыми научными организациями программ инновационного развития;

опыт организации консорциумов отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования, организаций транспортного комплекса, внеотраслевых предпринимательских организаций, образовательных организаций высшего образования, научных и внедренческих организаций для реализации комплексных тематически интегрированных проектов;

опыт участия в работе по развитию высокотехнологичных областей;

участие отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования в деятельности научно-образовательных центров мирового уровня;

опыт поддержки со стороны организаций транспортного комплекса научных исследований, проводимых отраслевыми образовательными организациями высшего образования (выделение грантов, стажировки, выделение ресурсов на создание и оснащение лабораторий);

наличие новых (в том числе запатентованных) технологических и конструктивно-компоновочных решений, новых научно-технических решений в сфере развития различных видов транспорта, безопасного функционирования транспортного комплекса.