I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда

I. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ

И СООРУЖЕНИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО)

ОРГАНА, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ

НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемый вид деятельности) и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензионный контроль) осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (структурные подразделения территориальных органов, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля) (далее соответственно - лицензирующий орган, территориальные органы).

Настоящая Программа подготовлена в соответствии с положениями части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Правилами разработки, утверждения и актуализации контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990.

Органы государственного пожарного надзора МЧС России (далее - ГПН) в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) осуществляют федеральный государственный лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований в области пожарной безопасности подконтрольными субъектами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1128), обязательными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор (в случае если индивидуальный предприниматель - соискатель лицензии или лицензиат является лицом, ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности, трудовой договор не требуется), имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя;

г) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников, выполняющих работы (оказывающих услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры;

д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;

е) получение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет соответствующего выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.

Количество подконтрольных субъектов по состоянию на 1 ноября 2025 года по виду деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений составляет 48 675 лицензиатов.

Данные за 2024 год и 10 месяцев 2025 года о результатах осуществления лицензионного контроля на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности, представленные территориальными органами МЧС России по форме 22-ГУ, утвержденной приказом МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России", приведены ниже.

Количество действующих лицензий, проведенных проверок, выявленных нарушений лицензионных требований в 2024 году

N п/п

Наименование показателя

Количество

1.

Действующие лицензии

51621

2.

Документарные проверки в отношении лицензиатов

83

3.

Выездные проверки в отношении лицензиатов

160

4.

Объекты, на которых проверено качество выполнения работ (услуг)

148

5.

Объекты, на которых выявлено некачественное выполнение работ (услуг)

124

6.

Проверки, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований

149

7.

Лицензиаты, нарушившие лицензионные требования

334

Количество действующих лицензий, проведенных проверок, выявленных нарушений лицензионных требований за 10 месяцев 2025 года

N п/п

Наименование показателя

Количество

1.

Действующие лицензии

48675

2.

Документарные проверки в отношении лицензиатов

16

3.

Выездные проверки в отношении лицензиатов

147

4.

Объекты, на которых проверено качество выполнения работ (услуг)

72

5.

Объекты, на которых выявлено некачественное выполнение работ (услуг)

72

6.

Проверки, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований

106

7.

Лицензиаты, нарушившие лицензионные требования

372

8.

Заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензиата лицензионным требованиям,

6466

из них принято решений о соответствии лицензиата лицензионным требованиям

5663

9.

Лицензии, действие которых приостановлено по причине непредоставления заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензиата лицензионным требованиям

6675

10.

Профилактические мероприятия,

14137

из них с использованием мобильного приложения "Инспектор"

397

Сведения об административно-правовой деятельности лицензирующих органов в 2024 году и за 10 месяцев 2025 года

N п/п

Наименование показателя

2024 г.

2025 г. (10 мес.)

1.

Возбуждено административных дел в отношении лицензиатов, ед.

957

773

2.

Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях по частям 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП)

383

468

3.

Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях по статье 19.5 КоАП РФ

2

2

4.

Назначено административных наказаний по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях по статьям 19.6, 19.7 и частям 1, 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ

570

302

5.

Общая сумма наложенных административных штрафов (тыс. руб.)

5085,0

2383,2

6.

Общая сумма уплаченных административных штрафов (тыс. руб.)

4203,6

1239,8

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем лицензионных требований. Соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Проводимый в 2025 году лицензионный контроль решает задачи предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицензионных требований, а также позволяет проанализировать динамику исполнения лицензиатами указанных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. При этом лицензионный контроль проводится с неукоснительным соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.