II. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

II. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,

описание текущего развития профилактической деятельности

контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем,

на решение которых направлена Программа

2. С 1 июля 2021 г. Росстандарт определен уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <2>, в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

--------------------------------

<2> Далее - Федеральный закон N 184-ФЗ.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 г. N 1154 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336" с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г. к предмету Надзора за продукцией относятся обязательные требования к отдельным видам строительных материалов и изделий <3>.

--------------------------------

<3> Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров, коды ТН ВЭД ЕАЭС из 2523; Смеси сухие строительные, коды ТН ВЭД ЕАЭС из 2520, из 2523, из 3214, 3816 00 000 0, из 3824 50; растворы строительные, коды ТН ВЭД ЕАЭС из 2523, из 3214, 3816 00 000 0, из 3824 50; смеси бетонные, коды ТН ВЭД ЕАЭС из 2523, из 3214, 3816 00 000 0, из 3824 50; Радиаторы центрального отопления, код ТН ВЭД ЕАЭС 7322 11 000 0; радиаторы центрального отопления и их секции стальные, код ТН ВЭД ЕАЭС 7322 19 000 0; радиаторы центрального отопления и их секции биметаллические, коды ТН ВЭД ЕАЭС 7322 19 000 0, 7616 99 100 2, 7616 99 100 4, 7616 99 900 8; радиаторы центрального отопления и их секции алюминиевые, коды ТН ВЭД ЕАЭС 7616 99 100 3, 7616 99 100 4, 7616 99 900 8; радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов, коды ТН ВЭД ЕАЭС из 7418, из 7419; конвекторы отопительные чугунные, коды ТН ВЭД ЕАЭС 7322 90 000 9, из 7323, из 7325, из 7326, из 8516; конвекторы отопительные из прочих металлов, коды ТН ВЭД ЕАЭС из 7418, из 7419, 7616 99 100 8, 7616 99 900 8, из 8516; конвекторы отопительные стальные, коды ТН ВЭД ЕАЭС 7322 90 000 9, из 7323, из 7325, из 7326, из 8516. Кабели, провода и шнуры, коды ТН ВЭД ЕАЭС 8544 49 910 1, 8544 49 910 8, 8544 49 950 1, 8544 49 950 9, 8544 49 990 0.

3. Проводимые в рамках Надзора за продукцией мероприятия ежегодно характеризуются значительным количеством нарушений установленных требований и недобросовестных подконтрольных субъектов.

4. Сведения о результатах контрольных (надзорных) мероприятий в период с 2023 года по I полугодие 2025 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели

2023

год

2024

год

I полугодие 2025 года

Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий (тыс. ед.)

0,21

0,22

0,14

Количество контрольных (надзорных) мероприятий, при которых выявлены нарушения (тыс. ед.)

0,11

(52,4%)

0,13

(59,1%)

0,07

(50,0%)

Количество проверенных предприятий (тыс. ед.)

0,13

0,17

0,13

Количество предприятий, на которых выявлены нарушения (тыс. ед.)

0,08

(61,5%)

0,10

(58,8%)

0,06

(46,2%)

Количество выданных предписаний об устранении нарушений (тыс. ед.)

0,12

0,23

0,17

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях (тыс. ед.)

0,18

0,31

0,23

Объем наложенных административных штрафов (млн. руб.)

6,27

23,30

11,13

5. Росстандартом утвержден приказ от 24 ноября 2016 г. N 1728 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".

В рамках реализации данного приказа на ежегодной основе на официальном сайте ведомства размещается обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в подконтрольной сфере.

6. Росстандартом издан и опубликован на официальном сайте приказ от 13 октября 2023 г. N 2171 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации" (с изменениями, внесенными приказом Росстандарта от 6 сентября 2024 г. N 2145).

7. Программа направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.

8. Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:

1) нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства;

2) причинение или угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

9. В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований проведены профилактические мероприятия, предусмотренные планом-графиком, установленные Программой на 2025 год.

10. Кроме того, на официальном сайте Росстандарта в разделе "Государственный контроль (надзор)" и сайтах его территориальных органов размещены:

1) приказ Росстандарта, утверждающий перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора);

2) перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

3) обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росстандарта, утверждаемый приказом Росстандарта;

4) план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контролируемых лиц;

5) информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий;

6) материалы по результатам вебинаров, проведенных с целью разъяснения контролируемым лицам действующего законодательства, устанавливающего обязательные требования;

7) информацию о способах и процедуре самообследования, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований;

8) информация о декларациях соблюдения обязательных требований;

9) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

10) руководство по соблюдению обязательных требований.