План структурных изменений включает перечень индикаторов и их целевых плановых значений, установленных до 2030 года (прилагается), которые систематизированы в семь взаимосвязанных разделов (два не публикуются), характеризующих ключевые сферы реализации структурных изменений:
1) изменение структуры занятости включает два основных направления: повышение экономической активности граждан и оптимизацию отраслевой структуры занятости. В рамках первого направления решаются вопросы увеличения общего количества занятых в экономике в условиях текущей демографической ситуации путем реализации политики целенаправленного расширения участия в рабочей силе, прежде всего молодежи, ветеранов специальной военной операции и членов их семей, женщин с детьми и других. При этом особое внимание уделяется эффективному трудоустройству выпускников, а также росту их заработной платы.
Оптимизация отраслевой структуры занятости будет осуществляться за счет перераспределения трудовых ресурсов из сфер, где требуется снижение занятости (оптовая и розничная торговля, деятельность финансовая и страховая, сектор государственного управления и другие) в сектора, требующие притока или сохранения занятых (обрабатывающие производства, в том числе высокотехнологичные, деятельность в области информации и связи, образование, деятельность профессиональная, научная и техническая и другие). Ключевую роль для обеспечения целенаправленной межотраслевой мобильности кадров играет повышение производительности труда при активной роботизации и внедрении современных информационных технологий, включая инструменты искусственного интеллекта;
2) изменение структуры потребления обеспечивается за счет повышения доходов населения, снижения их дифференциации и борьбы с бедностью, что в свою очередь создает спрос на отечественные товары и услуги. С точки зрения снижения дифференциации крайне важен рост доходов в первых двух децилях, так как они в основном определяют требования к спросу на отечественные товары и услуги, формируя стабильную базу для них.
Повышение внутреннего спроса населения на отечественные товары и услуги стимулирует развитие их производства, в том числе в таких сферах, как туризм, креативная экономика, товары отечественных брендов, и, следовательно, приводит к развитию экономики предложения.
При этом изменение внутреннего потребления оценивается с учетом динамики доли импорта товаров и перехода к использованию отечественной продукции также в критически важных для экономики отраслях: производстве самолетов и беспилотных авиационных систем, энергетического оборудования, медицинских изделий и лекарственных препаратов;
3) повышение качества инвестиционного климата оценивается через показатель прироста объема инвестиций в основной капитал к уровню 2020 года и включает Национальную модель как ключевой инструмент улучшения инвестиционного климата, предусматривающий снятие административных барьеров и ограничений, упрощение процедур по оформлению земельных участков, технологическому присоединению, разрешению споров, развитие конкуренции, что позволит сократить сроки инвестиционного цикла и издержки бизнеса;
4) повышение уровня технологического развития российской экономики включает индикаторы по уровню технологической независимости, в том числе в отдельных отраслях и сферах (производство средств производства, новые материалы и химия, космическая деятельность, здравоохранение, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, топливно-энергетический комплекс).
Технологическая независимость отечественной экономики обеспечивается за счет реализации Федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и внедрения новаций в производство, развития технологического предпринимательства, а также мер в рамках реализации национальных проектов по обеспечению технологического лидерства и развитию биоэкономики.
Ключевыми драйверами этих процессов являются развитие платформенных бизнес-моделей, технологий искусственного интеллекта, повышение цифровой зрелости. Важное значение уделяется вопросам увеличения финансирования затрат на научно-исследовательские разработки, в первую очередь за счет внебюджетных источников, которые создают основу для технологического прогресса;
5) трансформация структуры и формирование нового качества внешней торговли обеспечивается за счет изменений как отраслевой, так и страновой (территориальной) структуры внешней торговли, основанных на реализации внешнеэкономической стратегии и ориентированных на рост доли высокотехнологичных товаров, не имеющих российских аналогов (в том числе трудоинтенсивных товаров с низкой добавленной стоимостью), а также доли дружественных стран во внешнеторговом обороте. Расширение внешнеэкономического взаимодействия с партнерами из дружественных стран, в первую очередь в рамках реализации совместных проектов в опорных странах, и международными объединениями позволит обеспечить диверсификацию экспортных и импортных рынков, а также повысить объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров;
По всем индикаторам Плана структурных изменений определены ответственные за достижение целевых значений на уровне заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875