Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов повышения квалификации специалистов по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 266 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2025 г., регистрационный N 81928), действует до 31 августа 2031 г. (далее - Порядок N 266), а также профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 352н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59010), профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. N 716н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2023 г., регистрационный N 75620), профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 сентября 2024 г. N 455н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2024 г., регистрационный N 79732).

2. Типовая программа предназначена для специалистов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, к которым относятся медицинские психологи, психологи, специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере, специалисты по социальной работе, работающие в организациях, оказывающих услуги по реабилитации и абилитации инвалидам и детям-инвалидам (далее - обучающиеся).

3. Обучение проводится по программе повышения квалификации, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), на основе Типовой программы.

4. К освоению программы повышения квалификации могут быть допущены специалисты, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению деятельности.

5. Форма обучения по программе повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <1>. Допускается применение дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением <2>.

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 17 и часть 13 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

<2> Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 13 Порядка N 266.

6. Структура программы повышения квалификации включает цель, а также комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, форм аттестации <3>.

--------------------------------

<3> Абзац второй пункта 11 Порядка N 266.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения <4>.

--------------------------------

<4> Абзац третий пункта 11 Порядка N 266.

В результате обучения по программе повышения квалификации за счет освоения и (или) углубления знаний и умений по вопросам оказания услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов у обучающихся формируются следующие новые профессиональные компетенции:

проведение мероприятий по реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации (далее - стандарты) (в части социальной реабилитации);

оценка эффективности оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации (социальная реабилитация и абилитация).

7. Срок освоения программы повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, и не может быть менее 16 часов <5>.

--------------------------------

<5> Абзац третий пункта 18 Порядка N 266.

Рекомендуемая общая продолжительность освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.

8. При реализации программы повышения квалификации рекомендуются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, тренинги, семинары по обмену опытом, консультации, контроль качества освоения программы и другие виды учебных занятий и учебных работ <6>.

--------------------------------

<6> Абзац первый пункта 16 Порядка N 266.

9. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут <7>.

--------------------------------

<7> Абзац второй пункта 16 Порядка N 266.