МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 15 декабря 2025 г. N БС-4-21/11281@

ОБ ОСНОВАНИЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА, ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ
СУММЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Иркутской области от 19.11.2025 N 02-05/021188@ по вопросу, касающемуся оснований применения коэффициента, ограничивающего ежегодный рост суммы налога на имущество физических лиц (далее - налог), и сообщает.

Согласно пункту 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 408 НК РФ исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи 408 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи 408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьей 408 НК РФ исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи 408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4, 5, 6 статьи 408 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Согласно абзацу третьему пункта 8.1 статьи 408 НК РФ положения указанного пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пункта 5.1 статьи 408 НК РФ.

В свою очередь, пунктом 5.1 статьи 408 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения в течение налогового периода характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 408 НК РФ.

НК РФ не разграничивает основания изменения характеристик объекта налогообложения, в зависимости от которых положения пункта 8.1 статьи 408 НК РФ не подлежат применению (в т.ч. в рамках верификации или актуализации данных Единого государственного реестра недвижимости, далее - ЕГРН).

Исходя из пункта 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, имеющихся у органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами.

Из указанных положений НК РФ следует, что в случае поступления в установленном порядке в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сведений об изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости налогооблагаемых объектов недвижимости в связи с изменением характеристик таких объектов недвижимости основания для применения коэффициента 1,1, предусмотренного пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ, при исчислении налога за соответствующий налоговый период отсутствуют.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 09.12.2025 N 03-05-04-01/119250, направленном в Росреестр.

Также отмечаем, что изменение сведений ЕГРН о кадастровом номере земельного участка, в границах которого расположено здание, являющееся объектом налогообложения, а также о кадастровом номере здания, в котором расположено налогооблагаемое помещение, относятся к сведениям, отражаемым в ЕГРН в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и влияющим на определение кадастровой стоимости (налоговой базы) объекта недвижимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такие изменения отнесены в ряде нормативно-правовых актов к изменениям характеристик объекта недвижимости, например: пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" во взаимосвязи с пунктом 14, абзацем седьмым пункта 16 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 06.08.2020 N П/0283 (зарегистрирован Минюстом России 02.10.2020, регистрационный N 60194); абзац второй пункта 7, абзац второй пункта 17 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514 (зарегистрирован Минюстом России 31.01.2024, регистрационный N 77083); пункты 17(1), 25, 73 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0336 (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2021, регистрационный N 66421).

Использованные в указанном Вами письме Росреестра от 10.11.2025 N 13-11642-АБ/25 для описания оснований внесения сведений в ЕГРН термины "внесение в ЕГРН (актуализация) сведений об объектах недвижимости", "уточнение (актуализация) характеристик объектов недвижимости ... в порядке верификации сведений ЕГРН" не имеют исчерпывающего определения в Федеральном законе "О государственной регистрации недвижимости" и приказе Росреестра от 07.12.2023 N П/0514 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости", что, по мнению ФНС России, препятствует выявлению налоговыми органами обоснованных и бесспорных условий их применения в рамках положений пунктов 2, 5.1, 8.1 статьи 408 НК РФ.

Аналогичная позиция направлена в Росреестр и Минфин России (письмо ФНС России от 17.11.2025 N БС-4-21/10364@).

Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК