Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 декабря 2025 г. N 2040

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ
И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. В абзаце одиннадцатом раздела IV цифры "28" заменить цифрами "29".

2. Дополнить приложением N 29 следующего содержания:

"Приложение N 29

к государственной программе

Российской Федерации "Обеспечение

доступным и комфортным жильем

и коммунальными услугами граждан

Российской Федерации"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ

В СОСТАВ СИБИРСКОГО И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ,

ДЛЯ ЗАМЕНЫ УСТАРЕВШЕГО ОТОПИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

НА СОВРЕМЕННОЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ

БЕЗОПАСНОЕ ОТОПИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (далее - субъекты Российской Федерации), для замены устаревшего отопительного оборудования на современное энергоэффективное и экологически безопасное отопительное оборудование отечественного производства (далее - субсидии).

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по замене отопительного оборудования на современное энергоэффективное и экологически безопасное отопительное оборудование отечественного производства, работающее на твердом топливе с высоким коэффициентом полезного действия, в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

"домовладение" - объект индивидуального жилищного строительства или дом блокированной застройки, принадлежащие гражданину и не расположенные в населенном пункте, включенном в межрегиональные и региональные программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

"льготные категории граждан" - граждане, являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, инвалидами Великой Отечественной войны и инвалидами боевых действий, членами семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, участниками специальной военной операции и членами их семей, инвалидами I группы и лицами, осуществляющими уход за детьми-инвалидами, лицами, проживающими в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, одиноко проживающие граждане старше 55 лет, а также члены многодетных семей и малоимущие граждане, в том числе члены малоимущих семей с детьми;

"мероприятие" - приобретение, установка нового отопительного оборудования, демонтаж имеющегося отопительного оборудования (при необходимости), а также монтаж твердотопливного котла и внутридомовой системы отопления (при необходимости) для домовладения, осуществляемые с использованием субсидии;

"план модернизации систем отопления" - утверждаемый субъектом Российской Федерации перечень мероприятий, содержащий в том числе адреса домовладений, плановую расчетную стоимость каждого мероприятия, а также сведения о сроках реализации мероприятий и потребности в финансовом обеспечении мероприятий.

3. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

4. Уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации разрабатывает и представляет на согласование в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) проект плана модернизации систем отопления. В течение 20 календарных дней со дня получения проекта плана модернизации систем отопления Фонд проводит его проверку и направляет одно из следующих заключений в электронном виде в уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации:

а) заключение о соответствии проекта плана модернизации систем отопления форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Фондом;

б) заключение о несоответствии проекта плана модернизации систем отопления форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Фондом.

5. Для предоставления субсидии субъект Российской Федерации должен соответствовать следующим критериям:

представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подписанной высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо лицом, уполномоченным им в установленном порядке, заявки на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период по форме и в порядке, которые утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

наличие в субъекте Российской Федерации плана модернизации систем отопления, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо лицом, уполномоченным им в установленном порядке, по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Фондом;

наличие в субъекте Российской Федерации утвержденного перечня документов, необходимых для подтверждения отнесения гражданина к льготным категориям граждан, права собственности на домовладение, а также наличия отопительного оборудования, установленного в домовладении и требующего замены;

наличие заключения Фонда, указанного в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил.

Документы, указанные в абзацах втором - пятом настоящего пункта, представляются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях предоставления субсидии:

на 2026 год - до 19 февраля 2026 г.;

на 2027 - 2030 годы - до 1 сентября года, предшествующего году предоставления субсидии.

В случае непредставления документов, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, объем высвобождаемых средств подлежит распределению в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

6. План модернизации систем отопления должен содержать 3 раздела:

первый раздел содержит информацию о домовладениях, принадлежащих льготным категориям граждан, с указанием адресов домовладений, стоимости каждого мероприятия;

второй раздел содержит информацию о домовладениях (за исключением домовладений, информация о которых содержится в первом разделе), расположенных в опорных населенных пунктах, включенных в единый перечень опорных населенных пунктов, с указанием адресов домовладений, стоимости каждого мероприятия;

третий раздел содержит информацию об иных домовладениях с указанием адресов домовладений, стоимости каждого мероприятия.

В случае если гражданин является собственником нескольких домовладений, мероприятие реализуется только в отношении одного домовладения.

В случае отсутствия потребности в реализации соответствующего раздела плана модернизации систем отопления такой раздел не заполняется.

Потребность в субсидии для реализации каждого мероприятия, включенного в план модернизации систем отопления, не может превышать 700 тыс. рублей.

Субъект Российской Федерации вправе увеличить стоимость реализации мероприятия, включенного в план модернизации систем отопления, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, в том числе в целях достижения значения результата использования субсидии, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидии (далее - соглашение), что не влечет за собой обязательств Российской Федерации по увеличению размера предоставляемой субсидии.

7. Отопительное оборудование по мероприятию должно соответствовать следующим критериям:

а) соответствие межгосударственному стандарту ГОСТ EN 303-5-2013 "Котлы отопительные. Часть 5. Котлы отопительные для твердого топлива с ручной и автоматической загрузкой топочной камеры номинальной теплопроизводительностью до 500 кВт. Термины и определения, требования, испытания и маркировка", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2024 г. N 365-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" с 1 апреля 2024 г., наличие коэффициента полезного действия не менее 84 процентов и обеспечение предельно допустимых выбросов угарного газа, летучих органических соединений, пыли при номинальной теплопроизводительности не выше соответственно 1000, 30 и 60 миллиграммов на куб. метр в пересчете на сухой газ при 10 процентах кислорода, подтвержденных результатами испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

б) наличие в реестре российской промышленной продукции, формируемом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 25.21.12.

8. Субсидия предоставляется при соблюдении условий, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

9. Соглашение и дополнительные соглашения к соглашению, предусматривающие внесение изменений в соглашение или его расторжение, заключаются в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

10. Результатом использования субсидии является количество домовладений, включенных в план модернизации систем отопления, в отношении которых реализованы мероприятия.

11. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации в соответствующем финансовом году (Ci), определяется по формуле:

Рисунок 1

где:

Рисунок 2 - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который предусмотрен для реализации мероприятий, включенных в первый раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год, и определяется в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

Рисунок 3 - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который предусмотрен для реализации мероприятий, включенных во второй раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год, и определяется в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

Рисунок 4 - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который предусмотрен для реализации мероприятий, включенных в третий раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год, и определяется в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.

12. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который предусмотрен для реализации мероприятий, включенных в первый раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год (Рисунок 5), определяется по одной из следующих формул:

а) Рисунок 6

где:

V - размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий;

Рисунок 7 - размер потребности i-го субъекта Российской Федерации в финансовом обеспечении мероприятий, включенных в первый раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год;

Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенный в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий;

N - количество субъектов Российской Федерации;

б) Рисунок 8

13. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который предусмотрен для реализации мероприятий, включенных во второй раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год (Рисунок 9), определяется по одной из следующих формул:

а) Рисунок 10

б) Рисунок 11

Рисунок 12

где Рисунок 13 - размер потребности i-го субъекта Российской Федерации в финансовом обеспечении мероприятий, включенных во второй раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год;

в) Рисунок 14

14. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который предусмотрен для реализации мероприятий, включенных в третий раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год (Рисунок 15), определяется по одной из следующих формул:

а) Рисунок 16

б) Рисунок 17

Рисунок 18

где Рисунок 19 - размер потребности i-го субъекта Российской Федерации в финансовом обеспечении мероприятий, включенных в третий раздел плана модернизации систем отопления на соответствующий год;

в) Рисунок 20

15. Мониторинг хода реализации мероприятий осуществляется Фондом в соответствии с порядком, установленным Фондом по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, с использованием автоматизированной информационной системы Фонда (при наличии технической возможности).

16. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании сравнения установленного соглашением планового значения результата использования субсидии и фактически достигнутого значения результата использования субсидии в соответствующем году.

17. Субсидия предоставляется на основании соглашения, предусматривающего в том числе:

а) право Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации устанавливать дополнительную отчетность, сроки и формы представления субъектом Российской Федерации дополнительной отчетности;

б) условие о согласовании новых условий соглашения в случае уменьшения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям соглашения.

18. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

19. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к субъекту Российской Федерации при невыполнении им условий соглашения, в том числе обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результата использования субсидии, предусмотрены пунктами 16 - 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности предусмотрены пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

20. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены соглашением, представляет в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность:

а) об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

б) о достижении значения результата использования субсидии.

21. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Фонд сведений возлагается на уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

22. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидий, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

23. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.".