<Письмо> Минстроя России от 11.12.2025 N 76669-ДН/04 <О реестре собственников помещений в многоквартирном доме>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 декабря 2025 г. N 76669-ДН/04

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), предусматривают, что лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, осуществляют сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме и о лицах, использующих общее имущество, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных (подпункт "б" пункта 4 Правил N 416).

Таким образом, управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 ЖК РФ, следовательно, с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения.

Соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, является лицензионным требованием (подпункт "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110).

Стоит отметить, что принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2025 г. N 1400 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым предусмотрено исключение из перечня лицензионных требований к лицензиату, соблюдения требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ. Указанные изменения вступают в силу с 1 марта 2026 г.

Вместе с тем, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, управляющая организация является оператором по обработке персональных данных, поскольку в силу жилищного законодательства управляющая организация обязана осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирным домом, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не возлагают на собственника помещений в многоквартирном доме обязанности предоставлять лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в многоквартирном доме.

Основным достоверным источником, содержащим сведения, необходимые для ведения реестра, является Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).

Частью 6 статьи 36.3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) определен перечень лиц, которым предоставляются сведения из ЕГРН, содержащие персональные данные правообладателей объектов недвижимости. Этот перечень лиц сформирован с учетом необходимости обеспечения баланса публичных и частных интересов, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии с требованиями статьи 36.3 Закона о регистрации фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещений в многоквартирном доме могут быть предоставлены лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом в составе выписки из ЕГРН только при условии наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости, которая, в свою очередь, делается на основании соответствующего заявления правообладателя.

Изменения законодательства коснулись только правообладателей, являющихся физическими лицами. В случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо, то сведения по-прежнему являются общедоступными и указываются в выписках из ЕГРН по запросам любого лица.

Анализ правоприменительной практики показывает, что лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, имеют возможность сверять информацию о государственной регистрации права собственности с выпиской из Росреестра путем осуществления поквартирного обхода, обращения к нотариусу с письменным заявлением о получении сведений о собственниках помещений в многоквартирном доме, указав, что такие сведения необходимы для защиты прав и законных интересов управляющих организаций, товарищества собственников жилья и жилищно-строительного кооператива с предоставлением письменных доказательств, подтверждающих наличие нарушенных прав, требующих защиты в соответствии со статьей 85.1 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".

Важно отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора

Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

Д.Ю.НИФОНТОВ