<Письмо> Минпромторга России от 11.11.2025 N ПГ-10-10783 "О рассмотрении обращения"
Управление государственной политики в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России (далее - Управление) рассмотрело обращение (далее - обращение), поступившее письмом Росстандарта, и в рамках установленной компетенции сообщает.
Российская Федерация является стороной Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор, Союз), который составляет основу формирования нормативной правовой базы в сфере технического регулирования на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Договора в том числе в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза, устанавливающие обязательные требования к продукции.
Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.
Обращаем внимание, что Минпромторг России как федеральный орган исполнительной власти Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, не наделен компетенцией по разъяснению актов, составляющих право Союза.
Вместе с тем полагаем целесообразным отметить следующее.
Обязательные требования к пищевой продукции установлены в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880, а также в иных технических регламентах Союза, действие которых распространяется на пищевую продукцию.
Требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции установлены в техническом регламенте Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 ТР ТС 022/2011 при применении данного технического регламента должны учитываться дополнительные требования технических регламентов Союза на отдельные виды пищевой продукции в части ее маркировки, не противоречащие ТР ТС 022/2011.
Обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 1 ТР ТС 022/2011 данный технический регламент Союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статьи 2 ТР ТС 022/2011 "маркировка пищевой продукции" - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним; "этикетка" - это носитель информации, на которую наносится маркировка и которая прикрепляется к потребительской упаковке и (или) транспортной упаковке, в том числе путем наклеивания.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения, указанные в пункте 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011, в том числе сведения о составе пищевой продукции, количестве пищевой продукции.
Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Согласно пунктам 2 и 3 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 в маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения. Дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции, не противоречащие требованиям ТР ТС 022/2011, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Общие требования к указанию в маркировке состава пищевой продукции установлены частью 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Так, согласно положениям пункта 1 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011, входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись "Состав".
Положениями пункта 7 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что состав пищевой продукции не требуется указывать в отношении:
свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом;
уксуса, полученного из одного вида продовольственного сырья (без добавления других компонентов);
пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента.
Общие требования к указанию в маркировке количества упакованной пищевой продукции установлены частью 4.5 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Так, пунктом 1 части 4.5 статьи 4 ТР ТС 022/2011 предусмотрено, что количество упакованной пищевой продукции указывается в маркировке этой продукции в единицах объема (миллилитрах, сантилитрах или литрах), массы (граммах или килограммах) или счета (штуках). При этом допускается использовать сокращенные наименования данных единиц. Массу или объем яиц, фруктов, овощей, продаваемых поштучно, допускается не указывать.
Требования к способам доведения маркировки на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, предусмотрены частью 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Так, положениями пункта 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что маркировка пищевой продукции, предусмотренная в том числе пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Пунктом 8 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 предусмотрено, что маркировка пищевой продукции не должна содержать изображение либо текстовое описание пищевой продукции, которая не содержится в потребительской упаковке или не была использована при производстве пищевой продукции или компонентов пищевой продукции, находящейся в потребительской упаковке, или вкус и (или) аромат которой не имитируются компонентами, входящими в состав пищевой продукции, находящейся в потребительской упаковке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Учитывая изложенное, нанесение на этикетку пищевой продукции маркировки, обозначенной в обращении, не предусмотрено положениями ТР ТС 022/2011.
Дополнительно информируем, что в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Роспотребнадзор осуществляет, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 Роспотребнадзор является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 022/2011.
В случае необходимости получения дополнительных разъяснений по вопросам, обозначенным в обращении, рекомендуем обратиться в Роспотребнадзор.
Данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, является мнением Управления и носит информационный характер.
Заместитель начальника Управления
государственной политики в сфере
технического регулирования,
стандартизации и обеспечения
единства измерений
И.В.СУЛИКО
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875