Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4563; 2014, N 26, ст. 3387; 2020, N 31, ст. 5013; 2021, N 24, ст. 4207; 2022, N 1, ст. 14; N 18, ст. 3010; 2024, N 33, ст. 4957) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 2 статьи 2 слова "а также" исключить, дополнить словами ", и иные территории и граница которой определяется в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона";

2) в статье 6:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. На Байкальской природной территории запрещаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства без проведения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".";

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. На территориях особых экономических зон, расположенных в границах центральной экологической зоны, не допускается создание объектов, являющихся местами жительства физических лиц. Создание в границах центральной экологической зоны новых особых экономических зон не допускается.";

3) статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне

1. В центральной экологической зоне запрещаются сплошные рубки лесных насаждений на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

2. В центральной экологической зоне воспроизводство лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, ценных лесов обеспечивается в приоритетном порядке.

3. В целях воспроизводства лесов в центральной экологической зоне сплошные рубки погибших лесных насаждений, утративших свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, допускаются, если выборочные рубки не обеспечивают замену таких лесных насаждений на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

4. Перечень земель лесного фонда и (или) лесных участков, на которых допускаются сплошные рубки погибших лесных насаждений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации на основании принятого комиссией, предусмотренной статьей 15.1 настоящего Федерального закона, решения о согласовании такого перечня.";

4) дополнить статьей 11.1 следующего содержания:

"Статья 11.1. Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий в центральной экологической зоне

1. В центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий, за исключением случаев перевода таких земель и земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий, а также случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2. В целях предупреждения негативного воздействия вод, опасных геологических и других природных процессов на уникальную экологическую систему озера Байкал и обеспечения социально-экономического развития Байкальской природной территории в центральной экологической зоне допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий в отношении объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов их возможного размещения) исключительно для:

1) строительства и (или) реконструкции сооружений инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод;

2) строительства и (или) реконструкции сооружений, предназначенных для предупреждения негативного воздействия опасных геологических и других природных процессов;

3) строительства и (или) реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, в том числе искусственных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью;

4) строительства и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения или функционирования особых экономических зон;

5) создания и (или) расширения мест погребения.

3. Лица, в интересах которых в соответствии с подпунктами 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи осуществляется перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий, обязаны в срок не позднее трех лет с даты перевода таких земель или земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий обеспечить лесовосстановление или лесоразведение в границах центральной экологической зоны, а при отсутствии указанной возможности - в буферной экологической зоне на площади, в пять раз превышающей площадь лесных земель, находящихся на таких землях или земельных участках, исключаемых из состава земель лесного фонда.

4. Принятие решения о переводе земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе этих земель в земли иных категорий в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, утверждение документов территориального планирования муниципальных образований или документации по планировке территории, в соответствии с которыми осуществляется такой перевод без принятия указанного решения, допускаются только при наличии принятого Комиссией по обеспечению охраны озера Байкал и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории, предусмотренной статьей 15.1 настоящего Федерального закона, решения о согласовании проектов документов, в соответствии с которыми планируется такой перевод.

5. Перевод земель или земельных участков, переведенных из земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков из состава таких земель в земли иных категорий в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в земли иных категорий, за исключением земель лесного фонда, а также изменение вида разрешенного использования указанных земельных участков для целей, не соответствующих целям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, не допускается.";

5) пункт 2 статьи 12 после слов "экологической зоне" дополнить словами "(за исключением туризма на особо охраняемых природных территориях)";

6) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

"Статья 15.1. Комиссия по обеспечению охраны озера Байкал и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории

1. В целях обеспечения сбалансированного решения проблем социально-экономического развития Байкальской природной территории и сохранения природно-ресурсного потенциала уникальной экологической системы озера Байкал создается Комиссия по обеспечению охраны озера Байкал и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории (далее - Комиссия). В состав Комиссии включаются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), сенаторы Российской Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, высшие должностные лица Иркутской области и Республики Бурятия.

2. Депутаты Государственной Думы (до трех человек) и сенаторы Российской Федерации (до трех человек) в состав Комиссии утверждаются соответственно постановлением Государственной Думы и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Представители Администрации Президента Российской Федерации (до трех человек), Правительства Российской Федерации (до пяти человек) в состав Комиссии утверждаются соответственно распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и распоряжением Правительства Российской Федерации. Представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации (до двух человек) в состав Комиссии определяются руководителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

4. Председатель Комиссии определяется из числа представителей Правительства Российской Федерации, входящих в состав Комиссии, и утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.

5. Комиссия рассматривает вопросы о согласовании проекта перечня земель лесного фонда и (или) лесных участков, на которых допускаются сплошные рубки в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, проекты документов, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 11.1 настоящего Федерального закона и в соответствии с которыми осуществляется перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков из состава таких земель в земли иных категорий в соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 настоящего Федерального закона, в срок не более тридцати дней со дня поступления указанных проектов от высших должностных лиц Иркутской области, Республики Бурятия или от федеральных органов исполнительной власти.

Проекты документов, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 11.1 настоящего Федерального закона и в соответствии с которыми осуществляется перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков из состава таких земель в земли иных категорий в соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 настоящего Федерального закона, рассматриваются Комиссией только при наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, для размещения которых планируется такой перевод. Проект перечня земель лесного фонда и (или) лесных участков, на которых допускаются сплошные рубки в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, рассматривается Комиссией только при наличии положительной позиции Российской академии наук.

6. При направлении для рассмотрения Комиссией проектов документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, федеральными органами исполнительной власти обязательным приложением являются позиция высшего должностного лица Иркутской области и (или) позиция высшего должностного лица Республики Бурятия, на территориях которых планируются осуществление сплошной рубки лесных насаждений, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков из состава таких земель в земли иных категорий.

7. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от общего числа членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.

8. Решения Комиссии могут приниматься очно или путем заочного голосования в порядке, установленном регламентом деятельности Комиссии.

9. Положение о Комиссии и регламент деятельности Комиссии утверждаются Правительством Российской Федерации.";

7) в статье 25.1:

а) в пункте 4 слова "подпункта 2 пункта 1 статьи 11" заменить словами "пункта 1 статьи 11.1";

б) дополнить пунктами 5 - 8 следующего содержания:

"5. В случае, если в отношении земельных участков, которые находятся в границах населенных пунктов (в том числе в границах особо охраняемых природных территорий), которые расположены в центральной экологической зоне и сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 1 января 2025 года, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о принадлежности таких земельных участков к иной категории земель, чем земли населенных пунктов, или в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об отнесении таких земельных участков к землям населенных пунктов, указанные сведения до 31 декабря 2030 года включительно подлежат изменению или внесению с указанием на принадлежность таких земельных участков к категории земель населенных пунктов на основании заявлений правообладателей таких земельных участков или органа местного самоуправления по месту нахождения таких земельных участков независимо от категории земель, указанной в отношении таких земельных участков в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на такие земельные участки. При этом принятие акта о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, решения об отнесении земель и земельных участков к соответствующей категории земель не требуется.

6. В случае, если сведения о земельных участках, указанных в пункте 5 настоящей статьи, содержатся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, такие сведения до 31 декабря 2030 года исключаются из указанных реестра и плана по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере лесных отношений. При этом подача заявлений в эти органы не требуется.

7. До 31 декабря 2030 года включительно допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков из состава таких земель в земли иных категорий в целях создания противопожарных разрывов для защиты населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. При этом принятие решения о переводе земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий либо утверждение документов территориального планирования муниципальных образований, на основании которых осуществляется такой перевод без принятия указанного решения, допускается только при наличии положительного решения Комиссии.

8. Предоставление земельных участков, переведенных из земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иных категорий в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи или образованных из переведенных в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи земель и (или) земельных участков, и размещение на них объектов капитального строительства, объектов некапитального строительства не допускаются.".