Приложение N 13

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 30.06.2023 N 168

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
И ПРАВОВЫХ УСЛУГ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минюста России от 29.09.2023 N 297)

1. Департамент развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Основные задачи Департамента, помимо указанных в типовом положении о структурном подразделении Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденном настоящим приказом (далее - типовое положение):

1) обеспечение реализации функций Минюста России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Минюста России по вопросам:

обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также правового информирования и правового просвещения населения;

нотариата;

адвокатуры;

арбитража (третейского разбирательства);

государственной регистрации актов гражданского состояния;

2) осуществление функций по контролю и надзору в сфере нотариата, адвокатуры, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Департамент осуществляет полномочия, указанные в типовом положении, а также следующие полномочия:

1) направляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о награждении и поощрении адвокатов, нотариусов, сотрудников органов записи актов гражданского состояния и иных лиц за эффективное содействие реализации задач, возложенных на Минюст России;

2) участвует в реализации федеральных целевых программ по вопросам, относящимся к компетенции Департамента (в том числе формирует и согласовывает предложения о внесении изменений в эти программы, отчеты по их реализации);

3) участвует в обеспечении реализации государственных программ по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

4) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России в пределах компетенции Департамента;

5) в пределах компетенции Департамента осуществляет работу по обеспечению своевременной актуализации и достоверности сведений, опубликованных в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг".

4. В сфере адвокатуры Департамент дополнительно осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает подготовку предложений по порядку ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

2) ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, и представляет физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанном реестре;

3) обеспечивает подготовку предложений по утверждению формы реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, и формы свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

4) выдает свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

5) обеспечивает разработку формы ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, формы удостоверения адвоката и порядка ее заполнения, а также порядка заверения фотографии адвоката в удостоверении адвоката;

6) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверения адвоката, участием представителей территориальных органов Минюста России в работе квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации и с реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре;

7) участвует в работе комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам.

5. В сфере нотариата Департамент дополнительно осуществляет следующие полномочия:

1) организует работу территориальных органов Минюста России и осуществляет непосредственно работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

2) направляет обращения в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации для проведения проверок исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, профессиональных обязанностей, а также для применения к ним мер дисциплинарной ответственности;

3) направляет обращения в территориальные органы и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации для проведения совместных проверок исполнения правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой;

4) направляет обращения в территориальные органы для проведения проверок исполнения нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, профессиональных обязанностей, а также правил нотариального делопроизводства;

5) направляет обращения в территориальные органы для проведения внеплановых проверок совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления;

6) ведет реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, в соответствии с частью третьей статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы), представляет физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанном реестре;

7) обеспечивает предоставление государственной услуги по выдаче выписок из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, по запросу юридических и физических лиц;

8) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению нормативных правовых актов в сфере нотариата в соответствии с Основами;

9) обеспечивает в соответствии с частью четвертой статьи 4 Основ реализацию Минюстом России полномочий по образованию апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий при приеме квалификационного экзамена на право занятия нотариальной деятельностью;

10) подготавливает предложения по утверждению Минюстом России состава конкурсных комиссий на замещение вакантных должностей нотариусов в субъектах Российской Федерации, а также по утверждению Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;

11) подготавливает для размещения на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы его проведения.

6. В сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Департамент дополнительно осуществляет следующие полномочия:

1) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

2) вносит предложения Министру юстиции Российской Федерации (далее - Министр) по закреплению за субъектами Российской Федерации серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

3) разрабатывает и представляет Министру на подпись проект порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

4) осуществляет контроль за эффективностью и качеством реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и подготавливает проекты обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния для представления руководству Минюста России на подпись;

5) осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния (за исключением вопросов, подлежащих контролю в соответствии с абзацем шестым пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 143-ФЗ), в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует необходимые документы и подготавливает проекты предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации для представления руководству Минюста России на подпись;

6) осуществляет контроль за реализацией многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, а также за предоставлением ими государственных и муниципальных услуг в указанной сфере;

7) рассматривает представления высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) о согласовании кандидатур для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта. Российской Федерации, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и вносит руководству Минюста России предложения о согласовании указанных кандидатур;

(пп. 7 в ред. Приказа Минюста России от 29.09.2023 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) разрабатывает и представляет Министру для внесения Президенту Российской Федерации проект предложений об изъятии у органа государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им данных полномочий, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

9) обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста России функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

10) ежегодно проводит оценку эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

11) осуществляет контроль за достижением органами государственной власти субъектов Российской Федерации целевых показателей эффективности их деятельности по осуществлению переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

12) обобщает практику деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, и разрабатывает предложения, направленные на ее совершенствование;

13) обеспечивает работу Методического совета по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния при Минюсте России.

7. В сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения Департамент дополнительно осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также правового информирования и правового просвещения населения;

2) осуществляет методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

3) проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

4) обеспечивает ежегодную подготовку к опубликованию в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;

5) обеспечивает разработку стандарта оказания бесплатной юридической помощи и обеспечению мониторинга его соблюдения участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

6) ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на официальном сайте Минюста России в сети "Интернет", а также устанавливает порядок ведения данного списка;

7) осуществляет подготовку заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям;

8) подготавливает предложения по утверждению: формы соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, заключаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации; формы отчета адвокатов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, и устанавливает сроки его представления; формы сводного отчета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области оказания гражданам бесплатной юридической помощи;

9) обеспечивает разработку требований к форме и порядку направления официального обращения государственного юридического бюро в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам предоставления справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи, а также требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

8. В сфере арбитража (третейского разбирательства) и медиации Департамент дополнительно осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере альтернативного разрешения споров;

2) осуществляет методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам применения законодательства в сфере альтернативного разрешения споров;

3) обеспечивает деятельность Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а также осуществляет подготовку к рассмотрению вопросов, отнесенных к его компетенции согласно Федеральному закону от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации";

4) обеспечивает первичное рассмотрение заявлений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и документов к ним;

5) обеспечивает подготовку ежегодного публичного отчета о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства для размещения на официальном сайте Минюста России в сети "Интернет";

6) обобщает практику постоянно действующих арбитражных учреждений и разрабатывает предложения, направленные на совершенствование их деятельности;

7) обеспечивает ведение перечня иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, и его размещение на официальном сайте Минюста России в сети "Интернет";

8) осуществляет надзор за соблюдением постоянно действующими арбитражными учреждениями законодательства Российской Федерации, при выявлении случаев нарушения которого подготавливает проекты предупреждений об устранении выявленных нарушений или предписаний о прекращении деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений для представления руководству Минюста России на подпись;

9) обеспечивает разработку формы предписания о принятии некоммерческой организацией решения о прекращении деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения;

10) осуществляет полномочия по подаче в арбитражный суд заявлений о прекращении деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений.