1. Доходы федерального бюджета

Расчет доходов федерального бюджета в рамках разработки Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2042 года (далее - Бюджетный прогноз) осуществлен с учетом 2 вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2042 года (базового и консервативного).

При разработке прогноза доходов федерального бюджета использовались положения законодательства Российской Федерации, применяемые при разработке Федерального закона "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов".

При прогнозировании доходов федерального бюджета учитывались ключевые изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, оказывающие влияние на доходы федерального бюджета, в том числе:

повышение налоговой ставки по налогу на игорный бизнес для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, отмена для них льгот по уплате налога на прибыль организаций и зачисление с 2026 года налога на игорный бизнес в федеральный бюджет;

повышение налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2 процентных пункта (за исключением товаров и услуг, облагаемых по льготным ставкам);

снижение величины суммы доходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, при превышении которой возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, снижение величины суммы доходов, при превышении которой налогоплательщик утрачивает право на применение патентной системы налогообложения, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, для контроля перетока налогоплательщиков;

уточнение ранее установленных налоговых ставок для налогообложения отдельных подакцизных товаров и значений средней оптовой цены реализации авиационного керосина, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 для применения налоговых вычетов по акцизам;

продление действия повышенных ставок вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, семена подсолнечника и подсолнечный шрот до 31 августа 2028 г.;

внедрение национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров, проходящих транзитом через территорию Российской Федерации, что позволит обеспечить уплату налога на добавленную стоимость с товаров, которые оформляются в рамках транзита, но используются для внутреннего потребления;

продление действия повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары из иностранных государств и территорий, указанных в перечне иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р;

ежегодная пошаговая индексация коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора.

Прогноз доходов по основным налоговым доходам федерального бюджета построен исходя из прогнозной динамики экономических показателей, а также с учетом сложившейся исторической структуры налоговых баз и среднесрочной динамики ряда объемных показателей (в том числе в части объема и структуры импорта).

Для ряда прочих доходов федерального бюджета учитывалась индексация на величину инфляции или исходя из ожидаемого роста валового внутреннего продукта как в номинальном, так и в реальном выражении, в частности, при расчете поступлений государственной пошлины, ряда платежей за пользование природными ресурсами, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, административных платежей и сборов, штрафов и санкций, а также прочих неналоговых доходов.

В рамках базового варианта Бюджетного прогноза ожидается поступательный рост доходов федерального бюджета в реальном выражении начиная с 2026 года в среднем на 2,1 процента в год, в том числе ненефтегазовых доходов на 2,9 процента в год.

При этом по отношению к валовому внутреннему продукту доходы федерального бюджета несколько снизятся, что объясняется снижением нефтегазовых доходов по отношению к валовому внутреннему продукту в силу следующих факторов:

к 2031 году ожидается стабилизация цен нефти для расчета нефтегазовых доходов на уровне 69 долларов США за баррель. При этом в связи с растущим курсом доллара США в перспективе до 2042 года цена нефти в рублях сохранит тенденцию к росту (в 1,03 раза с 2026 года), в то время как дефлятор валового внутреннего продукта к 2042 году вырастет в 2 раза;

в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре валового внутреннего продукта продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (сокращения по отдельным позициям) добычи и экспорта соответствующей продукции;

по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения в структуре добычи продолжит расти доля месторождений с пониженной эффективной ставкой налогообложения (режим налогообложения на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, включая начало действия с 1 января 2027 г. в рамках режима налогообложения на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья налогового вычета при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добываемой на участках недр, степень выработанности запасов нефти которых больше или равна 0,8).

В структуре ненефтегазовых доходов федерального бюджета ожидаются следующие изменения:

поступления налога на добавленную стоимость увеличатся в 2026 году (в том числе за счет изменения законодательства Российской Федерации в части повышения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2 процентных пункта (за исключением товаров и услуг, облагаемых по льготным ставкам), внедрения национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров, проходящих транзитом через территорию Российской Федерации, снижения величины суммы доходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, при превышении которой возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость) и в дальнейшем будут стабильными на уровне 7,5 процента валового внутреннего продукта, а их распределение между внутренним и ввозным налогом на добавленную стоимость будет постепенно смещаться в пользу внутреннего налога на добавленную стоимость на фоне процессов импортозамещения;

доля поступлений налога на доходы физических лиц по отношению к валовому внутреннему продукту незначительно увеличится в 2026 году до 0,5 процента в связи с ожидаемыми высокими выплатами процентов по вкладам на фоне высокой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и в долгосрочном периоде будет оставаться стабильной на уровне 0,3 процента;

доля поступлений налога на прибыль организаций ожидается на уровне 1,7 - 1,8 процента по отношению к валовому внутреннему продукту на всем протяжении долгосрочного периода, что соответствует динамике показателей налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

снижение доли акцизов, поступающих в федеральный бюджет, с 0,8 процента валового внутреннего продукта в 2026 году до 0,5 процента валового внутреннего продукта в 2042 году, что соответствует динамике налогооблагаемых объемов подакцизной продукции.

Прочие доходы федерального бюджета будут постепенно снижаться по отношению к валовому внутреннему продукту в силу более высоких номинальных темпов роста валового внутреннего продукта по сравнению с ожидаемыми темпами роста соответствующих доходов федерального бюджета.