VI. Особенности организации подготовки территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России
VI. Особенности организации подготовки территориальных
органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся
в ведении МЧС России
Руководителям территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, основное внимание по подготовке органов управления и сил ГО обратить на:
реализацию единой государственной политики в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществление управления в пределах своей компетенции в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
организацию и обеспечение выполнения требований положений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России в области защиты информации;
осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, ЗНиТ от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
участие в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы в субъектах Российской Федерации и ОМСУ с учетом новых подходов к организации управления в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, ГО, внедрению современных информационно-управляющих систем и систем мониторинга;
контроль включения вопросов ЗНиТ от ЧС в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для планирования развития ТП РСЧС на перспективу, в том числе в части развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
участие в разработке и реализации документов территориального планирования в целях снижения экономического и материального ущерба от ЧС;
подготовку личного состава, включенного в состав группировки сил оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, оперативных штабов в морских районах (бассейнах), оперативных групп в муниципальных образованиях и оперативных групп в морских районах (бассейнах) при минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, в том числе во внутренних водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, на объектах инфраструктуры Северного морского пути и морской экономической деятельности в АЗ РФ;
организацию взаимодействия и оказание методической помощи ИОС и ОМСУ при разработке (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации в части формирования самостоятельных разделов (подпрограмм, программ) в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России с ИОС, осуществляющими государственное управление в сфере образования и государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник";
оказание методической помощи в организации работы КЧС и ОПБ, эвакуационных комиссий ИОС и ОМСУ, а также в повышении устойчивости функционирования объектов экономики;
участие должностных лиц территориальных органов МЧС России в работе комиссий субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения, инициирование рассмотрения вопросов развития системы спасения пострадавших в ДТП, а также повышения эффективности взаимодействия при реагировании на ДТП;
оказание методической помощи ИОС и ОМСУ в подготовке населения в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции в подготовке молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
выполнение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС и происшествий, в том числе вызванных циклическими рисками, минимизации возможных последствий при их возникновении;
практическую отработку действий органов управления и сил РСЧС по реагированию на крупномасштабные ЧС с учетом сезонных рисков и климатических особенностей регионов;
организацию и проведение во взаимодействии с территориальными органами ФОИВ, ИОС, ОМСУ и организациями на системной основе ТСУ с силами постоянной готовности ТП РСЧС, привлекаемыми к обеспечению безопасности на федеральных трассах (автомагистралях), с отработкой наихудшего сценария развития ситуации на наиболее отдаленных от мест дислокации реагирующих подразделений участках автодорог (не реже 1 раза в год в зимнее время);
совершенствование межведомственного взаимодействия и обмена информацией с территориальными органами ФОИВ и ИОС, ОМСУ при реализации мероприятий ГО с учетом развития и внедрения АИУС РСЧС в деятельность органов повседневного управления;
применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий;
применение мобильного приложения "МЧС России";
создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и КВО АЗ РФ от ЧС природного и техногенного характера за счет существующих лимитов бюджетных средств, выделенных Правительством Российской Федерации;
организацию своевременного проведения инвентаризации материально-технических средств, находящихся в эксплуатации и хранящихся на складах;
развитие системы применения БАС, подготовку подразделений беспилотной авиации к действиям по предназначению;
организацию профессиональной подготовки личного состава подразделений, организующих и контролирующих применение БАС, и подразделений применения БАС в соответствии с временным курсом летной подготовки специалистов подразделений беспилотной авиации МЧС России от 12 ноября 2019 г. N 222-ВЯ-226, утвержденным заместителем Министра В.Н. Яцуценко;
проведение проверок готовности территориальных органов ФОИВ, ИОС, ОМСУ и организаций к осуществлению мероприятий ГО;
оказание методической помощи по порядку выполнения мероприятий по ГО;
организацию и контроль уточнения планов ГО и защиты населения субъектов Российской Федерации и ОМСУ, планов ГО территориальных органов ФОИВ и организаций;
организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;
строительство, реконструкцию зданий и дооснащение ЦУКС территориальных органов МЧС России в соответствии с заданиями, установленными в рамках государственного оборонного заказа на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, в сочетании с оснащением их современными информационно-коммуникационными технологиями и системами жизнеобеспечения, в том числе с участием в этой работе ИОС;
совершенствование технической оснащенности пунктов управления (далее - ПУ), укомплектование их современными средствами связи, специальной связи, автоматизации и управления, позволяющими передавать данные об обстановке в режиме реального времени из зоны ЧС;
оснащение подразделений, работающих в АЗ РФ, новыми образцами спасательной техники, оборудования, снаряжения, обмундирования;
внедрение современных средств и методов мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, в том числе системы раннего обнаружения и моделирования развития обстановки;
проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;
осуществление координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание, реконструкцию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения;
участие в комплексных проверках готовности региональных, муниципальных и локальных систем оповещения населения;
готовность мобильных комплексов информирования и оповещения населения территориальных органов МЧС России;
координацию и контроль функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
готовность территориальных органов МЧС России к работе на ПУ в мирное и военное время;
организацию контроля и методическое руководство при проведении мероприятий по поддержанию в готовности пунктов временного размещения и их применения;
создание и укомплектование городков жизнеобеспечения необходимыми материальными ресурсами для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
обеспечение создания, использования и восполнения материальных ресурсов резерва материальных ресурсов МЧС России для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, поддержания мест их хранения в соответствии с предъявляемыми требованиями;
реализацию соглашений между МЧС России и высшими ИОС о передаче МЧС России осуществления части полномочий;
совершенствование взаимодействия с ИОС по обеспечению безопасности на водных объектах;
обеспечение безопасности при проведении международных спортивно-массовых мероприятий;
организацию контроля за освежением резервов (запасов) СИЗ для населения;
обеспечение доступа к информации о деятельности МЧС России;
широкое использование мер материального и нематериального стимулирования личного состава для образцового выполнения служебных обязанностей;
принятие мер по усилению роли руководителей всех уровней в работе по подбору, расстановке и воспитанию личного состава, соблюдению воинской, служебной дисциплины и дисциплины труда;
приобретение и поддержание необходимого уровня знаний, умений и навыков в области психологии, необходимых для эффективного решения профессиональных задач, а также формирование психологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях;
обеспечение реализации социальных прав, гарантий, льгот и компенсаций личному составу МЧС России, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
организацию мероприятий по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами и организациями МЧС России, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
использование специализированного жилищного фонда МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
профилактику нарушений законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы финансово-хозяйственной деятельности, своевременное выявление нарушений, изучение причин их возникновения и принятие действенных мер по их устранению, а также своевременность возмещения причиненного ущерба;
повышение уровня исполнительской дисциплины путем организации контроля исполнения поручений, содержащихся в протоколах заседаний коллегии территориального органа МЧС России, КЧС и ОПБ, а также руководства территориального органа МЧС России с использованием модуля "Контроль" системы юридически значимого электронного документооборота МЧС России;
обеспечение соблюдения правил охраны труда и требований безопасности;
организацию взаимодействия с ИОС в части согласования ежегодных планов по созданию и сохранению территориальных СФД-ЧС;
подготовку и контроль исполнения планов основных мероприятий территориальных органов МЧС России, участие в реализации Плана основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2026 год, планов основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах субъектов Российской Федерации на 2026 год;
организацию в ежедневном режиме проведения личного приема граждан сотрудниками (работниками) групп по работе с обращениями граждан;
повышение качества работы жилищных комиссий по вопросам жилищного обеспечения личного состава.
В рамках совершенствования и развития оперативного управления организовать:
гарантированный прием и передачу сигналов оповещения по линии оперативных дежурных служб в круглосуточном режиме;
поддержание средств управления, связи и технических средств системы оповещения МЧС России в готовности к применению по назначению;
повышение оперативности оповещения и информирования должностных лиц органов управления ФП и ТП РСЧС, руководства и структурных подразделений территориальных органов и учреждений МЧС России;
поддержание устойчивого и непрерывного управления силами постоянной готовности МЧС России в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;
постоянное ведение учета сил ФП и ТП РСЧС;
подготовку и проведение учений и тренировок в соответствии с планами проведения мероприятий оперативной подготовки органов управления и сил РСЧС в субъекте Российской Федерации (в федеральном округе) на год;
участие в учениях и тренировках, проводимых вышестоящим органом управления;
участие (по согласованию) в учениях и тренировках, проводимых другими ФОИВ, ИОС, организациями;
участие в тренировках с операторами связи, проводимых Минцифры России, с отработкой практических действий;
совершенствование алгоритмов действий специалистов оперативных дежурных служб при ЧС и пожарах с учетом опыта их ликвидации;
практическое совершенствование действий, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов ЦУКС территориальных органов МЧС России;
ежеквартальные проверки готовности подвижных пунктов управления (далее - ППУ) территориальных органов МЧС России к выполнению задач по предназначению;
учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления;
участие в подведениях итогов экстренного реагирования органов управления и сил ФП и ТП РСЧС.
Начало учебного года - 12 января 2026 г., окончание учебного года - 27 ноября 2026 г.
При планировании и проведении мероприятий оперативной подготовки учитывать следующее:
1. Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых ФП и ТП РСЧС, учитывая специфику ЧС, произошедших на территории региона.
2. В Планы проведения мероприятий оперативной подготовки органов управления и сил РСЧС в субъекте Российской Федерации (в федеральном округе) на год включать следующие мероприятия:
КШУ (ШТ) по отработке вопросов обеспечения безаварийного пропуска паводков, а также защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от ландшафтных (природных) пожаров (могут быть как совместными, так и раздельными) - до наступления паводкоопасного периода и пожароопасного сезона;
КШУ (ТСУ) по отработке вопросов реагирования на ЧС, связанные с нарушением дорожного движения на автомобильных дорогах;
КШУ (ШТ, ТСУ) по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с нарушением функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, - до наступления отопительного сезона;
КШУ (ТСУ) по отработке вопросов ликвидации ЧС (аварий) на объектах топливно-энергетического комплекса;
КШУ (ШТ, ТСУ) по отработке вопросов реагирования на ЧС на объектах образовательных организаций и организаций, предназначенных для отдыха детей и их оздоровления, - до начала летней оздоровительной кампании и до начала учебного года;
тренировки с ОДС территориальных органов МЧС России, ЕДДС - ежедневно.
3. Мероприятия оперативной подготовки целесообразно планировать совместно с ИОС, ОМСУ, организациями с целью уменьшения материальных затрат и отрыва специалистов от основных видов деятельности.
4. В ходе проведения учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ИОС и ОМСУ.
5. При подготовке и проведении учений и тренировок совместно с другими ФОИВ, ИОС назначать в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).
6. В обязательном порядке одним из учебных вопросов КШУ включать вывод и организацию работы оперативных групп на ППУ в районе проведения АСДНР.
- 6.1. Особенности подготовки спасательных центров МЧС России
- 6.2. Особенности подготовки авиационно-спасательных учреждений МЧС России
- 6.3. Особенности подготовки подразделений противофонтанных военизированных частей, находящихся в ведении МЧС России
- 6.4. Особенности подготовки подразделений военизированных горноспасательных частей
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875