4.1. Основные мероприятия по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС направить на:

разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономического и материального ущерба от ЧС;

формирование перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, с учетом новых критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 546 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения";

отнесение территорий к группам по ГО с учетом критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне";

выявление объектов, имеющих признаки для отнесения к ПОО, не включенных в перечень ПОО, а также объектов накопленного вреда окружающей среде и обеспечение ЗНиТ от угроз ЧС и пожаров на них;

корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном и региональном уровнях;

совершенствование систем подготовки населения в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;

планирование и организацию подготовки различных групп населения к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

качественный подбор должностных лиц, назначаемых в структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области ГО, ЗНиТ от ЧС;

обеспечение своевременного прохождения обучения должностными лицами органов местного самоуправления в области ГО, ЗНиТ от ЧС в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и на курсах ГО муниципальных образований;

проведение учений и тренировок в рамках РСЧС с практической отработкой вопросов готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе внеплановых;

участие в проверках готовности ИОС, ОМСУ к осуществлению мероприятий ГО;

разработку соответствующих документов стратегического планирования, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации, и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил ГО, а также территориальных подсистем РСЧС;

обеспечение надежного функционирования и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в субъектах Российской Федерации в целях развития РСЧС и обеспечения общественной безопасности;

реализацию планов приведения в готовность к использованию защитных сооружений ГО и систем оповещения, разработанных в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 24 января 2025 г. N Пр-130;

оптимизацию фонда защитных сооружений ГО с учетом современных норм и правил инженерно-технических мероприятий ГО;

совершенствование нормативно-правовой и методической базы муниципальных образований по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также механизмов их практической реализации в области ГО, ЗНиТ от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и муниципальном уровнях, с учетом соответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству и разграничения предметов ведения и полномочий между ИОС;

организацию работы по накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами;

организацию работы по созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для нужд ГО;

организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с нормативными правовыми актами;

формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР), подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;

реализацию соглашений между МЧС России и высшими ИОС о передаче МЧС России осуществления части полномочий;

обеспечение готовности пунктов временного размещения и питания населения, пострадавшего в результате ЧС;

обеспечение финансирования мероприятий региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации;

обеспечение, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения, своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

создание, реконструкцию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения;

осуществление информирования населения через СМИ, интернет-ресурсы, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, по иным каналам, через специальные мобильные приложения (приложение "МЧС России"), о состоянии ЗНиТ от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых ЧС, приемах и способах защиты населения от них;

совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных правовых актов;

организацию автоматизированного обмена информацией с информационной системой "Атлас опасностей и рисков", являющейся отдельным сегментом АИУС РСЧС - по развитию информационного взаимодействия в цифровом формате;

применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий;

проведение мероприятий по развитию СНЛК;

принятие мер по совершенствованию учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по ГО, а также всестороннее обеспечение их деятельности;

участие в развитии и совершенствовании организаций (подразделений) ИОС, обеспечивающих деятельность этих органов в области ЗНиТ от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС) как органов повседневного управления РСЧС на соответствующих уровнях;

дооснащение современными многофункциональными беспилотными авиационными системами самолетного, вертолетного и комбинированного типов с различными радиусами действия;

осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и ЗНиТ от ЧС;

дальнейшее создание и оснащение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований (далее - ПАСС(Ф), нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) и нештатных формирований гражданской обороны (далее - НФГО) с учетом современных угроз;

создание спасательных служб в соответствии с приказом МЧС России от 19 декабря 2024 г. N 1144 "Об утверждении Примерного положения о спасательных службах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2025 г., регистрационный N 81946);

организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;

организацию работ по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;

осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России с ИОС, осуществляющими государственное управление в сфере образования и государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник";

подготовку ОМСУ к решению задач ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

проведение совместно с заинтересованными территориальными органами ФОИВ и организациями проверок готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и пожаров, особенно с учетом циклических рисков;

проведение совместно с территориальными органами МЧС России, операторами связи, предоставившими каналы связи для оповещения населения, и операторами связи, оказывающими услуги эфирного телевизионного и радиовещания, комплексных и технических проверок готовности региональных и муниципальных систем оповещения населения к использованию по предназначению;

своевременную актуализацию перечней сил постоянной готовности ТП РСЧС;

совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий и тушения пожаров, в том числе связанных с дорожно-транспортными происшествиями и происшествиями на водных объектах, экстремальным и неорганизованным туризмом;

создание инфраструктуры для организации оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах с использованием авиационных технологий;

развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЗНиТ от ЧС;

продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах, нарушение режима функционирования которых может привести к катастрофическим последствиям;

выполнение требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

участие соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках с операторами связи, проводимых Минцифры России, с отработкой практических действий;

планирование и реализацию превентивных мероприятий, в том числе инженерно-технического характера, по защите населенных пунктов и объектов инфраструктуры региона от наиболее разрушительных опасных природных быстроразвивающихся процессов и явлений;

разработку, утверждение и реализацию планов основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах субъектов Российской Федерации на 2026 год;

организацию и проведение тренировки с операторами связи по осуществлению информационного обмена и взаимодействия в условиях ЧС (с привлечением органов повседневного управления ФП электросвязи и почтовой связи РСЧС).

В целях выработки единого подхода в вопросах взаимодействия органов управления, сил и средств ФП электросвязи и почтовой связи, ТП РСЧС, ИОС и ОМСУ рекомендуется:

при разработке положений о ТП РСЧС учитывать разграничение полномочий, установленное действующим законодательством Российской Федерации в области связи;

не допускать включения сил и средств ФП электросвязи и почтовой связи РСЧС в перечни сил постоянной готовности ТП РСЧС;

привлекать силы ФП электросвязи и почтовой связи РСЧС к учениям и тренировкам, проводимым ИОС и ОМСУ, исключительно в рамках информационного взаимодействия с письменного согласования Минцифры России.