Глава 3. Оценка процесса признания дефолта по заемщику (кредитному требованию) и выхода заемщика (кредитного требования) из дефолта

3.1. В рамках оценки СВА рекомендуется провести проверку:

- корректности разработанной банком методологии определения дефолта с точки зрения соответствия требованиям главы 13 Положения N 845-П;

- соответствия методов и процедур признания дефолта и выхода заемщиков (кредитных требований) из дефолта, применяемых в банке, требованиям главы 13 Положения N 845-П и внутренних методик банка;

- достаточности и корректности результатов оценки подразделением внутренней валидации процесса признания дефолта по заемщику (кредитному требованию) и выхода заемщика (кредитного требования) из дефолта на соответствие требованиям Положения N 845-П и внутренних методик банка.

3.2. При оценке корректности разработанной банком методологии определения дефолта рекомендуется убедиться, что внутренние документы банка, регламентирующие процедуры идентификации и признания дефолта, мониторинга и выхода из дефолта (далее - дефолтный процесс) содержат полное и непротиворечивое описание всех сопутствующих процессов. Данные документы (или иные, регламентирующие кредитный процесс и мониторинг кредитного требования, на которые будут ссылаться данные документы), в том числе, должны содержать порядок расчета обесценения (NPV), порядок работы с прогнозной моделью движения денежных средств заемщика (в том числе порядок ее подготовки, рассмотрения, пересмотра с указанием перечня событий, которые могут являться фактором инициирования такого пересмотра, утверждения и перечня ответственных за пересмотр и утверждение лиц <1>), а также детальное определение финансовых трудностей и описание порядка ежегодного мониторинга корректности данного определения с формированием соответствующего отчета. Данный мониторинг должен включать в себя как проверку правильности применения факторов, так и валидацию факторов, используемых для целей определения финансовых трудностей. Проверка правильности использования факторов должна подтвердить, что внутренние документы детально описывают определение финансовых трудностей, которое единообразно применяется всеми сотрудниками банка, а процесс выявления финансовых трудностей обеспечивает наличие наиболее актуальной на дату проведения реструктуризации информации по заемщику. В рамках валидации факторов, свидетельствующих о наличии финансовых трудностей, должен проводиться анализ событий, не признанных дефолтными, по кредитным требованиям заемщиков, которые впоследствии увеличивают риск неплатежеспособности и (или) приводят к дефолту. Кроме того, должны быть проанализированы случаи реструктуризаций, в ходе которых заемщику предоставляются существенные послабления - отсрочка погашения платежей или установления графика погашения основного долга единым платежом в конце срока ("баллонный кредит").

--------------------------------

<1> В качестве целевого процесса ожидается определение подразделение рисков ответственным за утверждение финальной версии финансовой модели на всех этапах жизни кредитного требования в Банке.

В случае наличия в дефолтном процессе решений, принимаемых на основе мотивируемого суждения (не противоречащим требованиям Положения N 845-П), должны быть описаны критерии (показатели), на основании которых такие решения принимаются.

3.3. При оценке процесса признания дефолта по заемщику (кредитному требованию) и выхода заемщика (кредитного требования) из дефолта рекомендуется осуществлять следующие аудиторские мероприятия:

3.3.1. Провести анализ скрипта, агрегирующего витрину исторической базы дефолтов, на корректность его работы и формирования реестра дефолтов;

3.3.2. Провести анализ скрипта сбора витрины событий дефолта по каждому критерию дефолта на корректность и полноту отражения событий дефолта (в том числе определение корректной даты начала и окончания действия события дефолта);

3.3.3. Провести анализ скрипта, определяющего выход заемщика (кредитного требования) из дефолта на корректность фиксации окончания события дефолта в соответствии с установленными периодом мониторинга и критериями выхода из дефолта (например, убедиться, что факт рефинансирования задолженности не свидетельствует о начале выздоровления);

3.3.4. Провести проверку корректности формирования и полноты реестра дефолтов из базы событий дефолта (агрегирование событий дефолта в единый флаг дефолта с учетом всех критериев дефолта; корректности определения первопричины дефолта; соответствие даты события дефолта в реестре дефолтов дате наиболее раннего из событий дефолта);

3.3.5. Провести проверку корректности применения периода мониторинга и соблюдения критериев выхода из дефолта на основе анализа первичных источников данных о выходе из дефолта;

3.3.6. Провести анализ полноты, корректности и своевременности учета событий дефолтов по каждому из критериев дефолта, определенных во внутренних методиках банка, с учетом в том числе следующих мероприятий:

- сверки с данными форм регуляторной отчетности 0409115, 0409303 <1> (в частности, по критериям "вынужденная реструктуризация", формирование резервов на возможные потери и т.п.);

--------------------------------

<1> Предусмотренные Указанием N 6406-У.

- выборочного пересчета обесценения по реструктуризациям, непризнанным дефолтными (по критериям, предусматривающим учет обесценения);

- проверки включения в алгоритм счетчика дней просроченной задолженности всех кредитных требований заемщика для целей признания дефолта с учетом установленного порога существенности) и прекращения дефолта;

- проверки наличия иных критериев дефолта по заемщикам (кредитным требованиям), по которым произошло списание задолженности;

- проверка данных по банкротствам (в том числе, данных о принудительном взыскании, ликвидации, по операциям на финансовых рынках) во внешних источниках (сайт Высшего арбитражного суда (http://kad.arbitr.ru), ИС Спарк Интерфакс (http://www.spark-interfax.ru), сайт Право.ру (http://www.pravo.ru), сайт Федресурс (https://bankrot.fedresurs.ru), сайт Вестник государственной регистрации (https://www.vestnik-gosreg.ru), сайты рейтинговых агентств Standard&Poor's, Moody's, Fitch и иные, сайты Cbonds.ru, Rusbonds.ru, Cbr.ru.);

- иные проверки в части сопоставления данных во внутренних ИС Банка и базе дефолтов (например, по критерию принятия Банком решения о реализации обеспечения).

3.3.7. Провести сплошную проверку решений Комитета по дефолтам (по критериям, где предусмотрено принятие решения Комитетом по дефолтам) с целью подтверждения корректности и своевременности принятия решений об окончании, непризнании (отклонении) дефолта, и их обоснованности, корректности осуществляемых функций Комитета по дефолтам;

3.3.8. Провести анализ процесса учета событий дефолта и выхода из дефолта по заемщикам (кредитным требованиям) во внутренних ИС банка, применяемого в банке, на соответствие требованиям внутренних методик банка, <1> в том числе убедиться, что внесение изменений в реестр дефолтов и базы событий дефолта соответствует установленному порядку, и история изменений реестра дефолтов и базы событий дефолтов сохраняется в ИС банка.

--------------------------------

<1> Используя при анализе первичные источники данных о событиях дефолта (внутренние, внешние источники, в том числе данные бухгалтерского учета), реестр дефолтов, базу событий по каждому критерию дефолта.

3.4. При проведении аудиторских мероприятий по оценке процесса признания дефолта по заемщику (кредитному требованию) и выхода заемщика (кредитного требования) из дефолта СВА рекомендуется обращать повышенное внимание на:

- процесс идентификации дефолта с момента наступления события/с даты принятия решения о дефолте Комитетом по дефолтам банка;

- события дефолта, признание которых осуществляется не автоматически по какому-либо из критериев дефолта;

- изменение определения дефолта, в т.ч. состава критериев дефолта (условий их применения, например, изменения в определении финансовых трудностей, критериев "проблемной" задолженности) в проверяемом периоде;

- отсутствие событий дефолтов по какому-либо установленному критерию дефолта на проверяемом периоде или значительное снижение доли дефолтов по определенному критерию;

- наличие и достаточность процедур контроля, в том числе на корректность и своевременность их осуществления в процессе признания, отклонения и выхода заемщика из дефолта.