6.1. В рамках оценки присвоения внутренних рейтингов и оценки компонентов кредитного риска СВА рекомендуется осуществлять следующие аудиторские мероприятия на основе анализа данных в ИС банка и документов, сопутствующих рейтинговому процессу. Провести проверку кредитного портфеля заемщиков (кредитных требований) и данных по гарантам на предмет того, что:
- всем заемщикам (кредитным требованиям) присвоен актуальный внутренний рейтинг (уровень кредитоспособности) в соответствии с установленной периодичностью и условиями его пересмотра во внутренних методиках банка (в случае наличия неактуальных рейтингов проанализировать их долю в портфеле и причины отсутствия актуализации);
- всем гарантам присвоен актуальный внутренний рейтинг в соответствии с установленной периодичностью и условиями его пересмотра во внутренних методиках банка (в случае наличия неактуальных рейтингов проанализировать их долю в кредитном портфеле и причины отсутствия актуализации);
- все кредитные требования по одному и тому же корпоративному заемщику, гаранту имеют одинаковый (только один) внутренний рейтинг (уровень кредитоспособности);
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
6.3. Провести проверку обоснованности и корректности применения экспертных корректировок, влияния группы связанных лиц (групповой поддержки), влияния государства, влияния "качественных" характеристик (факторов) на рейтинг нерозничных заемщиков и гарантов в части:
- подтверждения соблюдения установленных во внутренних методиках ограничений на принятие решений об экспертной корректировке и ее величине, причине и направлению корректировки (в частности, обоснованности решения о корректировке рейтинга и наличия мотивированного суждения о корректировке рейтинга для учета факторов, не учтенных во внутренней модели ПВР);
- подтверждения выполнения условий и критериев групповой поддержки, корректности формирования периметра группы и корректности оценки рейтинга группы, корректности применения корректировки рейтинга с учетом влияния группы и нефондированного обеспечения с учетом требований пункта 12.9 Положения N 845-П;
- подтверждения выполнения условий и критериев поддержки государства, корректности и обоснованности применения корректировки рейтинга с учетом влияния поддержки группы;
- подтверждения корректности и обоснованности оценки качественных характеристик (факторов) по заемщикам (выполняются установленные во внутренних методиках критерии и условия при определении значения фактора);
6.4. Провести анализ доли экспертных корректировок рейтинга нерозничных заемщиков, гарантов и проверку соблюдения ограничений на осуществление данных корректировок с учетом требований пункта 12.11 Положения N 845-П и Приложения 4 к Положению N 845-П;
6.5. Провести проверку корректности применения критериев для оценки уровня кредитоспособности (рейтинга) по кредитным требованиям специализированного кредитования и их однозначности трактовки, в том числе последовательности и однообразности применения данных критериев ответственными сотрудниками банка (в том числе их соответствие требованиям пункта 18.3 и Приложения 5 к Положению N 845-П);
6.6. Провести проверку корректности количественных оценок параметров кредитного риска путем проведения проверок отдельных этапов присвоения рейтингов, модельных оценок по заемщикам (кредитным требованиям) из аудиторской выборки в части:
6.6.1. проверки качества входных данных внутренних ПВР моделей (рейтинговых систем) (проверка корректности формирования витрин данных, корректности и актуальности данных, используемых для расчета факторов внутренней ПВР модели (рейтинговой системы), в том числе, проверка использования для расчета вероятности дефолта (PD) актуальной и корректной отчетности, которая сверена с источниками данных, корректность и полнота которых подтверждена, корректных данных из БКИ, корректных данных по исковым требованиям);
6.6.2. воспроизведения расчета скорбалла по заемщикам (кредитным требованиям) и гарантам в целях подтверждения корректности его значения в ИС банка (в соответствии с применяемыми внутренними методиками банка);
6.6.3. воспроизведения расчета рейтинга по заемщикам (кредитным требованиям) и гарантам на основании рассчитанного скорбалла в соответствии с актуальной калибровкой внутренней модели ПВР (рейтинговой системы) в целях подтверждения корректности его значения в ИС банка (в соответствии с применяемыми внутренними методиками банка);
6.6.4. воспроизведения расчета LGD по заемщикам (кредитным требованиям) в соответствующем сегменте ПВР на соответствие установленным требованиям и модельным значениям LGD в ИС банка;
6.6.5. воспроизведения расчета модельных значений EAD для розничных кредитных требований, которые находятся не в дефолте, в целях подтверждения корректности значений EAD в промышленной ИС банка;
6.6.6. воспроизведения расчета уровня кредитоспособности на основе значений критериев оценки специализированного кредитования по недефолтным корпоративным заемщикам в соответствии с установленными критериями во внутренних методиках банка (в том числе подтвердить, что при оценке критериев по заемщикам не используется информация о наличии полученных поручительств (нефондированного обеспечения) по необеспеченной части кредитного требования с учетом требований пункта 18.3 Положения N 845-П);
6.6.7. проверки пересмотра LGD в целях сравнения текущего значения LGD и значения 3-месячной давности, в случае отсутствия изменения значения LGD по каждому кредитному требованию, проверить наличие погашений за анализируемый период, изменение стоимости обеспечения и других параметров, влияющих на расчет LGD по кредитным требованиям в состоянии дефолта;
6.7. Провести проверку входных данных модели LGD для кредитных требований (сравнить данные бухгалтерского учета о погашении каждого кредитного требования с данными витрины, которая используется как источник данных для расчета LGD, в том числе оценить наличие и доступность данных (наличие "временного лага") для модельных оценок);
6.8. Провести проверку корректности расчета консервативных надбавок, надбавки к уровню потерь при дефолте, отражающей эффект экономического спада, определенной в соответствии с пунктом 10.14 Положения N 845-П.
6.9. При проведении аудиторских мероприятий по оценке процесса присвоения рейтингов СВА рекомендуется обращать повышенное внимание на:
- факторы модели, которые определяются на основании экспертного мнения ответственного сотрудника, в том числе на наличие, частоту и обоснованность корректировок данных финансовой отчетности и показателей, используемых в расчете факторов модели (рейтинговой системе), по заемщикам (кредитным требованиям), а также наличие в банке утвержденной методологии с описанием и исчерпывающим перечнем таких корректировок;
- расчет рейтинга заемщиков (кредитным требованиям), по которым вероятность дефолта (PD) по ПВР и вероятность дефолта (PD) по МСФО значительно различаются;
- случаи улучшения рейтингов заемщиков, гарантов в результате применения экспертных корректировок рейтинга и/или применения групповой поддержки ("группового потолка") и государственной поддержки, в том числе на наличие случаев "двойного учета" существенной информации в рейтинге в результате применения экспертной корректировки рейтинга;
- на корректность миграции данных из первоисточников, используемых для присвоения внутренних рейтингов и оценки компонентов кредитного риска, в том числе при изменении целевых витрин данных и ИС (при выявлении расхождений в витринах данных, отчетах банка в части присвоения внутренних рейтингов и оценки компонентов кредитного риска);
- своевременность расчетов рейтинга и учета в рейтинге всей существенной информации (появление актуальной финансовой отчетности, негативной информации, сигналов "проблемности", наличия просроченной задолженности и др.), в том числе убедиться, что рейтинги заемщиков (кредитных требований) с повышенным кредитным риском, значительной задолженностью, а также проблемная задолженность, определяемые в соответствии с внутренними документами банка, подлежат более частому пересмотру (утверждению);
- своевременность осуществления по гарантам процедур мониторинга финансового состояния, аналогичных мониторингу финансового состояния по заемщикам;
- организацию хранения и доступа к "модельной" документации (в целях минимизации риска манипуляции расчетов количественных оценок компонентов кредитного риска);
- количество запусков расчета рейтинга по заемщику, гаранту до момента утверждения рейтинга (для исключения возможности получения более низкого значения вероятности дефолта (PD));
- "статус" рейтинга ("утвержден", "рассчитан", "отсутствует") для соблюдения принципа 4-х глаз в процессе присвоения рейтинга;
- организацию процедур контроля и подтверждения корректности информации, используемой для расчета рейтинга.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875