1.1. Учет бюджетной субсидии при корректировке необходимой валовой выручки по результатам деятельности регулируемых организаций

1.1. Учет бюджетной субсидии при корректировке необходимой

валовой выручки по результатам деятельности

регулируемых организаций

На практике часто встречаются ситуации компенсации из бюджетов различных уровней затрат ресурсоснабжающих организаций, понесенных в целях оказания услуг в сферах электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Данные денежные средства регулируемые организации направляют на компенсацию расходов на топливо, на прочие энергетические ресурсы, а также на покрытие иных фактических расходов.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом данные расходы должны быть экономически обоснованными и, соответственно, подлежат анализу со стороны регулирующих органов на предмет соответствия требованиям основ ценообразования в соответствующих регулируемых сферах.

Кроме того, при анализе результатов деятельности регулируемых организаций и расчете корректировки необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, органу регулирования необходимо учитывать дополнительно полученные доходы, в том числе за счет средств бюджетов.

Данные анализ и расчет предусмотрены соответствующими нормами основ ценообразования и методических указаний в регулируемых сферах.

Так, например, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), тарифы и необходимая валовая выручка регулируемой организации ежегодно корректируются с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования, в порядке, определенном пунктами 49 - 57 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).

Пунктом 52 Методических указаний N 760-э предусмотрено, что размер корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, в том числе выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемой исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования N 1075 органы регулирования исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.

Данные нормы также закреплены в других регулируемых сферах пунктами 5, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), пунктом 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2015 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406), пунктом 12 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования N 484).

В связи с тем, что бюджетная субсидия наряду с выручкой регулируемой организации, получаемой от потребителей за оказанные услуги по установленным тарифам, является источником компенсации понесенных расходов; во избежание двойного учета одних и тех же расходов она должна учитываться при установлении (корректировке) регулируемых тарифов по итогам истекшего периода регулирования исходя из фактически понесенных регулируемой организацией расходов по отчетным данным бухгалтерской и статистической отчетности и расходов, учтенных органом регулирования в тарифах в соответствии с положениями основ ценообразования и методических указаний.

При определении фактической товарной выручки учитываются недополученные доходы, подлежащие компенсации из бюджета (межтарифная разница), а также другие целевые средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемые на регулируемый вид деятельности. Одновременное получение компенсации расходов за счет регулируемых тарифов и за счет средств бюджетов недопустимо и является нарушением положений основ ценообразования.

Данная позиция отражена в решениях и предписаниях ФАС России от 23.07.2024 N СП/64733/24, от 11.07.2023 N СП/54716/23, от 08.05.2024 N СП/39791/24, от 08.05.2024 N СП/39795/24, от 09.09.2024 N СП/80771/24.