4.8. Определение объемов (массы) твердых коммунальных отходов

4.8. Определение объемов (массы) твердых

коммунальных отходов

При рассмотрении разногласий в рамках принятия решения о частичном удовлетворении требований от 18.07.2024 N СП/63494/24 оспаривался подход к рассмотрению вопроса ввиду отсутствия проведенного органом регулирования анализа формирования объема ТКО, поступающего из сортировочного комплекса после обработки ТКО.

По мнению регионального оператора, из принятого органом регулирования объема транспортируемых (собранных) ТКО необходимо исключить объемы, направляемые от мусоросортировочных комплексов, от объектов мусоросортировки на полигоны. Таким образом, по мнению регулируемой организации, один и тот же объем не может дважды учитываться при расчете общего объема ТКО, так как далее данный объем фигурирует в формуле определения фактической выручки регионального оператора, а региональный оператор не может потребителю услуги по обращению с ТКО дважды выставить счет за один и тот же объем ТКО.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний N 1638/16 расчетный объем и (или) масса ТКО на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется согласно приложениям 2, 3 к Методическим указаниям N 1638/16 на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, - из нормативов накопления ТКО и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

В соответствии с абзацем девятым пункта 90 Основ ценообразования N 484 в расходы на транспортирование ТКО включаются расходы на транспортирование ТКО, предусмотренные схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения ТКО, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки ТКО, до объектов, используемых для энергетической утилизации ТКО.

Формирование объемов ТКО с учетом их объемов, принятых от потребителей, а также с учетом объемов (массы) ТКО, направленных от мусоросортировочного комплекса на захоронение на полигон, является некорректным из-за возникновения двойного учета объемов ТКО. Данный подход приводит к завышению (некорректному расчету) товарной выручки регионального оператора. Во избежание некорректных расчетов объемных показателей органам регулирования необходимо анализировать долю объемов ТКО, поступающую от сортировочного комплекса после обработки ТКО, ввиду того, что в процессе сортировки ТКО образуется вторичное сырье и остатки ("хвосты") ТКО, которые подлежат захоронению на объектах по обращению с ТКО, и не дублировать ее (долю) в рамках определения отпуска услуг при формировании конечного натурального показателя - объема реализации услуг и, соответственно, тарифа.

Указанный подход отражен в решении ФАС России о досудебном урегулировании тарифного спора от 18.07.2024 N СП/63494/24.