1.2. Формирование расходов на резерв по сомнительным долгам

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования N 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из НВВ в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении НВВ сетевых организаций учитываются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резерва по сомнительным долгам потребителей, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с сетевыми организациями, которые определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии (за исключением выручки, полученной от сетевых организаций и организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков). При этом по заявлению сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм в НВВ подлежат учету плановые расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, определяемые в размере 1,5 процента (или по заявлению регулируемой организации на уровне менее 1,5 процента) валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии (за исключением выручки, полученной от сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков). При этом в данном расчете необходимо учитывать плановую выручку от оказания услуг по передаче электрической энергии на расчетный период регулирования.

Позиция ФАС России отражена в решениях от 24.07.2024 N СП/65225/24, от 29.07.2024 N СП/66680/24.

В свою очередь в отношении расходов по резерву по сомнительным долгам в других регулируемых сферах деятельности (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными расходами) в обоснование заявленных требований по указанной статье затрат в материалах тарифного дела регулируемой организацией должны быть представлены акты инвентаризации дебиторской задолженности и приказ о создании резерва по сомнительным долгам на последнюю отчетную дату. Данные расходы учитываются органом регулирования при условии предоставления регулируемой организацией упомянутого документального подтверждения, а также обоснования невозможности взыскания дебиторской задолженности и подтверждения ведения регулируемой организацией надлежащей претензионной работы.

Данная позиция отражена в предписаниях ФАС России от 18.11.2024 N СП/105025/24, от 07.11.2023 N СП/92416/23, от 13.09.2024 N СП/82879/24, от 10.11.2023 N СП/93742/23.

Относительно корректировки необходимой валовой выручки в части расходов по резерву по сомнительным долгам в регулируемых сферах деятельности необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов (созданного в соответствии с пунктом 70 Положения) либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Как следует из пункта 77 Положения, резерв используется для списания долгов, нереальных для взыскания, или так называемых безнадежных долгов, определение которых дано в налоговом законодательстве, что подтверждается пунктами 4, 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном данной статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ввиду ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Таким образом, регулирующим органам необходимо проводить анализ документов регулируемой организации, в том числе судебных актов, определений суда о признании банкротом, постановлений об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, а также приказов о списании безнадежной дебиторской задолженности, оборотно-сальдовых ведомостей по счету 007.

С учетом изложенного списание безнадежного долга осуществляется за счет расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, учтенных в тарифах, чему предшествует его предварительный учет в составе указанного резерва с соблюдением установленных в соответствующих регулируемых сферах деятельности требований. В рамках корректировки НВВ в части фактических расходов по статье затрат "Расходы по сомнительным долгам" учету подлежит списанная дебиторская задолженность из созданного резерва по сомнительным долгам, обоснованная документами и материалами, подтверждающими ведение регулируемой организацией работы по списанию дебиторской задолженности из созданного резерва по сомнительным долгам и принятия всех предусмотренных законодательством мер для ее взыскания, в том числе в судебном порядке.

Учет фактически списанной безнадежной дебиторской задолженности возможен в размере не выше предельного максимального уровня плановых расходов по сомнительным долгам в соответствии с основами ценообразования в соответствующей сфере.

Данная позиция закреплена в предписаниях ФАС России от 26.02.2024 N СП/15120/24, решениях ФАС России от 17.06.2022 N СП/58292/22, от 29.07.2024 N СП/66685/24 и от 28.12.2024 N СП/122439/24.