В соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования N 1075 экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с Основами ценообразования N 1075, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.
Экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (в том числе в части сокращения потерь в тепловых сетях, за исключением экономии расходов на приобретение топлива при смене видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализации энергосервисного договора (контракта) определяется только в части сокращения физических объемов потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, скорректированных на объем потребления тепловой энергии (теплоносителя), превышающий темпы, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе регулируемой организации.
Согласно пункту 31 Методических указаний N 760-э с целью учета в НВВ орган регулирования рассчитывает экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, полученную регулируемой организацией за предыдущие расчетные периоды регулирования в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
Расчет фактических расходов на топливо и другие энергетические ресурсы должен производиться органом регулирования по формулам пункта 56 Методических указаний N 760-э, а также с учетом пункта 66 Основ ценообразования N 1075, пункта 31 Методических указаний N 760-э. При этом фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждено нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе, в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации.
Так, экономия от снижения потребления топлива и прочих энергетических ресурсов может быть рассчитана только в случае реализации мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, в том числе согласно утвержденной регулируемой организацией инвестиционной программе, а также программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности при условии финансирования этих мероприятий из нетарифных и внебюджетных источников.
Для сохранения экономии расходов на энергетические ресурсы в тарифах в сфере теплоснабжения:
регулируемые организации должны исполнять обязательства, предусмотренные при установлении тарифов таких организаций, в полном объеме;
источником финансирования мероприятий не должны являться тарифы или средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
в материалах тарифного дела должны быть предоставлены документы, обосновывающие проведение регулируемой организацией мероприятий, направленных на снижение расходов (потребления) энергетических ресурсов.
Такими мероприятиями, например, могут быть:
перевод нагрузки с одного источника теплоснабжения на другой;
замена установленного оборудования на более энергоемкое;
автоматизация управления работой котельной;
реконструкция сетей теплоснабжения (изменение материала трубопровода).
Данная позиция отражена в решениях ФАС России от 15.05.2024 N СП/41244/24, от 08.07.2024 N СП/60036/24, от 17.09.2024 N СП/83414/24.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875