1.4. Оценка деятельности регулируемой организации по итогам долгосрочного периода регулирования
В соответствии с пунктами 13, 63 Основ ценообразования N 1075, пунктом 15 Основ ценообразования N 406 в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Таким образом, после завершения долгосрочного периода регулирования органу регулирования необходимо проводить анализ фактических операционных расходов, понесенных регулируемой организацией в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, на предмет их экономической обоснованности и документальной обоснованности. В случае выявления превышения фактического уровня расходов по отдельным статьям затрат за каждый год предыдущего долгосрочного периода регулирования над установленной на соответствующий год величиной регулирующим органам следует провести анализ причин возникновения данного превышения и, если оно обусловлено объективными факторами, то такие расходы подлежат учету в следующем долгосрочном периоде регулирования в экономически обоснованном размере в порядке, предусмотренном пунктами 13, 63 Основ ценообразования N 1075, пунктом 15 Основ ценообразования N 406.
Постатейный анализ фактических операционных расходов, проводимый по результатам деятельности регулируемой организации за предыдущий долгосрочный период, не ограничивается перечнем и структурой затрат, установленными для базового уровня операционных расходов. Орган регулирования вправе принять к дополнительному учету как расходы по статьям затрат, не предусмотренным базовым уровнем операционных расходов, так и изменения по отдельным статьям затрат.
В части экономии расходов по отдельным статьям затрат необходимо отметить следующее. Пунктом 66 Основ ценообразования N 1075 предусмотрено, что экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта), эксплуатацией цифровой инфраструктуры в сфере теплоснабжения) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с указанным документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования N 1075 в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении.
Мероприятия по повышению эффективности могут включать оптимизацию технологических и организационных процессов, приобретение технологического оборудования, установку приборов учета, приобретение оргтехники, внедрение программного комплекса по дистанционному мониторингу системы теплоснабжения, усовершенствование систем коммунальной инфраструктуры. Экономия, полученная регулируемой организацией за счет выполнения таких мер, сохраняется органом регулирования, в том числе по отдельным статьям, при ее экономической обоснованности и документальном подтверждении.
В силу части 8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абзаца шестого пункта 43 Методических указаний N 760-э, абзаца первого пункта 55 Методических указаний N 1746-э не учитывается в составе НВВ регулируемых организаций экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, достигнутая такими регулируемыми организациями в результате проведения мероприятий, профинансированных за счет регулируемых тарифов и (или) бюджетных средств. Орган регулирования проводит комплексный финансово-экономический и технический анализ экономии расходов от снижения потребления энергетических ресурсов, содержащий оценку условно-постоянного характера экономии, перечень технических и организационных мероприятий, приведших к снижению потребления энергетических ресурсов.
Результаты анализа обоснованности расходов территориальных сетевых организаций, понесенных в долгосрочном периоде регулирования, предшествующем очередному расчетному периоду нового долгосрочного периода регулирования, учитываются в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования N 1178 и на основании письма ФАС России от 18.05.2022 N МШ/48197/22.
Данная позиция отражена в письмах ФАС России от 18.05.2022 N МШ/48197/22 и от 05.12.2024 N ВК/112084/24.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875