Наставничество в спортивных и творческих коллективах

Наставничество в спортивных и творческих молодежных и детско-взрослых коллективах - педагогическая технология или творческая практика сопровождения личностного и профессионального развития человека.

Наставничество в молодежных и детско-взрослых творческих коллективах реализуется с учетом сложившихся исторических, национальных и региональных традиций в области искусств, а также особенностей субъекта Российской Федерации.

Технологии наставничества в молодежных и детско-взрослых творческих коллективах могут применяться в образовательном процессе (в индивидуальной или коллективной форме).

Для создания необходимых условий для творческого, интеллектуального, культурного и нравственного развития участников молодежных и детско-взрослых творческих коллективов применяются технологии наставничества в таких формах, как:

наставничество между обучающимися: ученик, имеющий значимый (больший или уникальный) опыт творческой или интеллектуальной деятельности, делится своими знаниями, умениями и опытом с другими участниками творческих молодежных и детско-взрослых коллективов;

наставничество между студентами профессиональных организаций и организаций высшего образования по отношению к обучающимся детских школ искусств;

наставничество деятелей искусств, представителей творческих профессий, работодателей по отношению к наставляемым в молодежных и детско-взрослых творческих коллективах.

В образовательных организациях в рамках деятельности творческих коллективов применяются технологии наставничества в следующих формах: практические занятия, семинары, творческие мероприятия, мастер-классы, наблюдение за творческим процессом или производством, взаимодействие в ходе реализации проектной деятельности.

Разработанная образовательными организациями система наставничества в творческих коллективах должна обеспечивать непрерывный профессиональный рост и самоопределение участников коллективов, их самореализацию и закрепление в профессии.

Особенности наставничества в спортивных молодежных и детско-взрослых коллективах определяются спецификой спорта как важной сферы жизнедеятельности, оказывающей значительное влияние на физическое здоровье, социальное поведение, личностное и профессиональное развитие человека.

В соответствии с частью 3.4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" спортивные школы являются организациями дополнительного образования и, таким образом, к ним применимы рекомендации в отношении указанных организаций.

Вместе с тем необходимо отметить некоторые особенности организации работы тренеров, которые обуславливают применение отличного подхода к рассмотрению роли наставника в спорте.

Спорт отвечает не только за физическое развитие, но и оказывает колоссальное влияние на формирование личности, является значимым социальным институтом.

При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом спортивном коллективе в качестве наставников выступают тренеры-преподаватели (далее - тренеры).

Тренеру в спорте отведены несколько ролей: преподаватель техники спортивных упражнений, педагог, воспитатель, психолог. Демонстрируя целеустремленность, честность, уважение, тренер оказывает прямое влияние на формирование характера наставляемого. Личность тренера в качестве наставника должна являться для наставляемого образцом для подражания, символом силы, уверенности и надежности.

Тренер должен формировать в наставляемом такие качества, как:

личную ответственность, в том числе за соблюдение спортивного режима,

трудолюбие и дисциплину,

уважение к тренировочному процессу, к соперникам,

высокие нравственные ориентиры,

эмоциональную устойчивость.

Важно отметить, что деятельность тренера включает в себя множество функций, включающих наставническую деятельность. К трудовым функциям тренера, имеющим характер наставничества по отношению к наставляемому, относятся:

проведение мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора для обеспечения индивидуального подхода в соответствии с целями программ, реализуемых организацией (выявление возможностей спортсменов различного пола и возраста с целью обеспечения индивидуального подхода к тренировочному процессу в организациях, осуществляющих спортивную подготовку);

психолого-педагогическое, информационное, техническое сопровождение занятий физической культурой и спортом, спортивная адаптация (осуществление поддержки и психолого-педагогического, информационного, технического сопровождения спортсменов, а также проведение анализа деятельности для корректировки сопровождения тренировочного процесса);

организация участия в спортивных соревнованиях, в спортивных и физкультурных мероприятиях;

формирование осознанного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни, моральных ценностей честной спортивной конкуренции, воспитание социально значимых личностных качеств для профилактики негативного социального поведения (обеспечение физического, психического, социального, духовно-нравственного развития лиц, проходящих спортивную подготовку, для воспитания социально значимых личностных качеств и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни);

обеспечение профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом;

проведение работы по предотвращению применения допинга (проведение работы, способствующей формированию нетерпимости к допингу спортсменов, с целью сохранения их здоровья и утверждения в спорте свода этических и моральных законов, основанных на внутреннем убеждении индивидуума о благородстве и справедливости в спорте);

осуществление контроля и учета подготовленности с использованием методик измерения и оценки;

проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование у молодежи стойкого неприятия идеологий экстремизма, терроризма, неонацизма, а также содействует воспитанию межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения к закону и правопорядку.