Модель наставничества в Общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи "Движение первых"

Модель наставничества в Общероссийском

общественно-государственном движении детей и молодежи

"Движение первых"

Наставничество в Общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи "Движение первых" (далее - Движение Первых, Движение) - это социально-педагогическая технология организации и сопровождения реализации целей Программы воспитательной работы Движения Первых посредством взаимодействия участников Движения в коллективе, группе и индивидуально в основанных на доверии и уважении, рефлексивных практиках по передаче (формированию) знаний, навыков, опыта, культуры и ценностей в процессе совместной коллективной социально значимой деятельности в субъект-субъектном взаимодействии.

Наставничество представляет собой двусторонний процесс, в котором участвуют наставник (значимый взрослый) и наставляемый (подопечный). Этот процесс является видом педагогического взаимодействия, предполагающего личностный рост обеих сторон.

Наставник Движения Первых в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) является участником-наставником. Участие наставника в Движении Первых добровольное.

Участник-наставник - это совершеннолетний участник Движения Первых, имеющий образование не ниже среднего общего или среднего профессионального, разделяющий ценности, миссию и цели Движения и ответственно принимающий позицию значимого взрослого, воспитывающего личным примером в совместной социально значимой деятельности в детско-взрослом коллективе.

Наставляемый - это участник-обучающийся Движения Первых, принимающий и активно реализующий функции наставляемого вне зависимости от возраста и статуса в совместной коллективной социально значимой деятельности с постепенно возрастающим уровнем осознанности собственного развития в ценностях Движения Первых и формированием наставнических навыков.

Участниками-наставниками могут быть педагогические работники и иные работники образовательных организаций, учреждений молодежной политики, культуры, спорта, социальной сферы и любых других ведомств, и некоммерческих организаций, а также родители и законные представители участников-обучающихся.

К участникам-наставникам Движения предъявляются требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Участниками-наставниками не могут являться лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности; лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, а также иностранные агенты.

Деятельность участника-наставника направлена на реализацию Программы воспитательной работы Движения. Задачи, обязанности и права участника-наставника определяются Федеральным законом N 261-ФЗ, положениями Устава Движения Первых, целями и содержанием Программы воспитательной работы и научно-педагогической модели наставничества.

Задачи участника-наставника:

содействует формированию у наставляемых гражданской идентичности и деятельностного патриотизма, развитию зрелой внутренней ценностной позиции по отношению к себе, окружающим, культурному наследию России и человечества;

способствует устойчивому неприятию идеологий экстремизма, терроризма и неонацизма, а также формированию навыков сотрудничества, взаимопомощи и социальной ответственности;

развивает личность как субъект активной социальной деятельности через вовлечение в коллективную социально значимую деятельность, поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности, а также через формирование готовности к самореализации и служению обществу;

реализует наставничество как социально-педагогическую технологию в детско-взрослом коллективе, в группе и индивидуально, опираясь на доверие, уважение и рефлексивные практики, и способствует передаче и формированию знаний, навыков, опыта, культуры и традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

содействует становлению наставнических компетенций у участников Движения, включая их вовлечение в самоуправление, проектную и волонтерскую деятельность, содействуя тем самым развитию их лидерского потенциала и гражданской зрелости.

Функции участника-наставника:

соблюдать законодательство Российской Федерации, Устав Движения Первых, Программу воспитательной работы и иные внутренние документы Движения, включая ограничения, установленные в отношении лиц, допускаемых к педагогической деятельности и воспитательной работы;

ответственно выполнять функции наставника значимого взрослого, осуществляя воспитание личным примером, и реализовывать наставническую деятельность в соответствии с принципами:

субъект-субъектного взаимодействия, этичности, позитивных отношений, добровольности, ориентации на запрос наставляемого и непрерывного характера отношений;

участвовать в коллективной социально значимой деятельности совместно с наставляемыми, их родителями (законными представителями), педагогами и социальными партнерами, содействовать вовлечению, развитию и поддержке участников, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечивать безопасность и благоприятную воспитательную среду, уважать права и достоинство каждого участника Движения, вести анализ собственной деятельности, участвовать в мониторинге и оценке эффективности наставничества;

содействовать укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и формированию единого воспитательного пространства Движения.

Права и условия участия участников-наставников:

участвовать в уставной деятельности Движения Первых на всех уровнях: от первичного отделения до федерального;

избираться и быть избранным в органы самоуправления Движения, вносить инициативы, предложения и получать информацию о деятельности Движения, его программах, проектах и решениях руководящих органов;

использовать символику Движения в соответствии с Уставом и внутренними документами, участвовать в конкурсах, грантовых программах, образовательных и методических мероприятиях, а также проходить обучение и повышение квалификации в рамках профессионального саморазвития;

реализовывать функции вожатого, добровольца, выполнять различные социально-функциональные роли в рамках деятельности Движения;

получать методическую, информационную и ресурсную поддержку со стороны органов и структуры Движения Первых.

Движение Первых видит родителей и законных представителей несовершеннолетних участников и семью в качестве главного партнера в вопросах воспитания. Любой активный родитель, разделяющий ценности Движения и принимающий позицию значимого взрослого, может стать участником-наставником и внести вклад в формирование единого воспитательного пространства.

Порядок приема и учета участников-наставников осуществляется на основе внутренних документов Движения.

Для получения статуса участника-наставника кандидат подает заявление о приеме в Движение посредством регистрации на официальном сайте Движения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://будьвдвижении.рф/. Процедура вступления в Движение Первых начинается с регистрации в разделе "Наставники Первых" https://будьвдвижении.рф/mentors/. Решение о приеме или отказе принимается Советом регионального отделения Движения.

Участник-наставник Движения по итогам решения Совета регионального отделения Движения Первых (по месту проживания в конкретном муниципальном образовании субъекта Российской Федерации) включается в состав наставников. Вовлечение наставников в деятельность конкретного первичного отделения, местного отделения и флагманских проектов координируется региональными отделениями Движения во всех субъектах Российской Федерации: https://будьвдвижении.рф.

В целях развития системы наставничества по взаимодействию с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Движение Первых совместно с Ассоциацией волонтерских центров, некоммерческими организациями и институтами общественного развития "Добро.рф" при поддержке Минпросвещения России, МВД России и Росмолодежи реализует Всероссийский проект "Значимый взрослый": https://значимый.наставник.рф/, получивший всестороннюю поддержку общества.

В рамках реализации проекта Движением Первых организованы сопровождение пар "наставник - наставляемый", отбор и онлайн-обучение наставников для работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; очные тренинги; консультации с психологом.

Все участники-наставники Движения разделяют миссию, цели и ценности Движения, ознакомлены с направлениями его деятельности, правоустанавливающими документами и Программой воспитательной работы. Изучение информационно-коммуникационных ресурсов Движения позволит каждому наставнику выбрать те флагманские проекты, в которых активное участие поможет реализовать возможности для детей и молодежи на основе условий создания единого воспитательного пространства, создаваемого государством и обществом: https://будьвдвижении.рф.

Наставничество в Движении Первых - это не просто сопровождение, а живая, системная и ценностно ориентированная практика, направленная на формирование гармонично развитой, социально ответственной личности, укрепление гражданской идентичности и единства российского общества на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.