Методические рекомендации по реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе разработаны во исполнение пункта 18 плана мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны с целью систематизации реализации наставничества в различных видах молодежных и детско-взрослых коллективов. Методические рекомендации учитывают положения нормативных правовых актов Российской Федерации, реализуемые в настоящее время виды и формы наставничества, применяемые в различных видах молодежных и детско-взрослых коллективов.
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины:
"наставничество" - социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности);
"традиционные ценности" - нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России;
"наставник" - носитель значимого опыта, традиционных ценностей, осуществляющий наставничество в отношении наставляемого;
"наставляемый" - человек, в отношении которого осуществляется наставничество;
"молодежный и детско-взрослый коллектив" - сообщество обучающихся и работников отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность, совокупность членов и участников детских и молодежных общественных объединений, участников Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых", совокупность участников иных форм и видов коллективов, создание которых не противоречит нормам законодательства Российской Федерации;
"благодарный выпускник" - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.).
В соответствии с Концепцией развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р, целью наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе является разносторонняя поддержка наставляемого, помощь в профессиональной ориентации и социальной адаптации, получении общего и профессионального образования, опыта участия в созидательном труде, а также формирование у наставляемого традиционных ценностей.
Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе осуществляется на основе следующих принципов:
индивидуальный подход, в том числе учет особенностей личности, потребностей и обстоятельств жизни каждого наставляемого;
добровольность, в том числе участие наставников, наставляемых на добровольной основе;
конфиденциальность, в том числе соблюдение прав, наставляемых на защиту их личной информации;
профессионализм, в том числе обеспечение наставников необходимыми знаниями и навыками для работы с наставляемыми;
гуманность и уважение, в том числе отношение к наставляемому как к личности, уважение его прав, достоинства и интересов;
системность, в том числе взаимодействие всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для достижения максимального эффекта;
профилактическая направленность, в том числе акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения.
Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может осуществляться в следующих формах:
индивидуальной ("наставник - наставляемый");
коллективной ("наставник - коллектив наставляемых", "коллектив наставников - наставляемый", "коллектив наставников - коллектив наставляемых").
Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть реализовано как наставником и (или) наставниками из числа участников молодежного и детско-взрослого коллектива, так и наставником и (или) наставниками, не являющимися непосредственными участниками молодежного и детско-взрослого коллектива.
Все многообразие ролевых моделей наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть сведено к следующим двум:
"старший товарищ по коллективу": участник молодежного и детско-взрослого коллектива (наставник) - участник молодежного и детско-взрослого коллектива, до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ)), имеющий гражданство Российской Федерации (наставляемый);
"значимый взрослый": совершеннолетний носитель значимого опыта (наставник) - участник молодежного и детско-взрослого коллектива до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона N 489-ФЗ)), имеющий гражданство Российской Федерации (наставляемый).
Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации модели "старший товарищ по коллективу":
помощь наставляемым в профориентации, получении профессии и приобретении профессиональных компетенций;
помощь в реализации лидерского потенциала;
улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов;
оказание помощи в адаптации к новым условиям, создание конструктивной атмосферы внутри молодежного и детско-взрослого коллектива.
Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации модели "значимый взрослый":
помощь наставляемым в профориентации, получении профессии и приобретении профессиональных компетенций;
социальная адаптация наставляемого;
формирование у наставляемого традиционных ценностей.
При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе в качестве наставников могут выступать следующие граждане Российской Федерации:
участники молодежного и детско-взрослого коллектива;
представители предприятий и (или) организаций с целью получения наставляемыми актуальной информации, необходимой для дальнейшей личной самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства;
представители общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лица, принимавшие участие в специальной военной операции, физкультурно-спортивных организаций, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных ценностях;
педагогические и социальные работники, а также иные лица, включенные в формируемый, в соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящих на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Родители и (или) законные представители несовершеннолетнего наставляемого должны быть проинформированы о содержании и формах наставнических отношений, в которых участвует наставляемый, и имеют право прекратить их в любой момент.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875