Введение

Методические рекомендации по реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе разработаны во исполнение пункта 18 плана мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны с целью систематизации реализации наставничества в различных видах молодежных и детско-взрослых коллективов. Методические рекомендации учитывают положения нормативных правовых актов Российской Федерации, реализуемые в настоящее время виды и формы наставничества, применяемые в различных видах молодежных и детско-взрослых коллективов.

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины:

"наставничество" - социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности);

"традиционные ценности" - нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России;

"наставник" - носитель значимого опыта, традиционных ценностей, осуществляющий наставничество в отношении наставляемого;

"наставляемый" - человек, в отношении которого осуществляется наставничество;

"молодежный и детско-взрослый коллектив" - сообщество обучающихся и работников отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность, совокупность членов и участников детских и молодежных общественных объединений, участников Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых", совокупность участников иных форм и видов коллективов, создание которых не противоречит нормам законодательства Российской Федерации;

"благодарный выпускник" - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.).

В соответствии с Концепцией развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р, целью наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе является разносторонняя поддержка наставляемого, помощь в профессиональной ориентации и социальной адаптации, получении общего и профессионального образования, опыта участия в созидательном труде, а также формирование у наставляемого традиционных ценностей.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе осуществляется на основе следующих принципов:

индивидуальный подход, в том числе учет особенностей личности, потребностей и обстоятельств жизни каждого наставляемого;

добровольность, в том числе участие наставников, наставляемых на добровольной основе;

конфиденциальность, в том числе соблюдение прав, наставляемых на защиту их личной информации;

профессионализм, в том числе обеспечение наставников необходимыми знаниями и навыками для работы с наставляемыми;

гуманность и уважение, в том числе отношение к наставляемому как к личности, уважение его прав, достоинства и интересов;

системность, в том числе взаимодействие всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для достижения максимального эффекта;

профилактическая направленность, в том числе акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может осуществляться в следующих формах:

индивидуальной ("наставник - наставляемый");

коллективной ("наставник - коллектив наставляемых", "коллектив наставников - наставляемый", "коллектив наставников - коллектив наставляемых").

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть реализовано как наставником и (или) наставниками из числа участников молодежного и детско-взрослого коллектива, так и наставником и (или) наставниками, не являющимися непосредственными участниками молодежного и детско-взрослого коллектива.

Все многообразие ролевых моделей наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть сведено к следующим двум:

"старший товарищ по коллективу": участник молодежного и детско-взрослого коллектива (наставник) - участник молодежного и детско-взрослого коллектива, до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ)), имеющий гражданство Российской Федерации (наставляемый);

"значимый взрослый": совершеннолетний носитель значимого опыта (наставник) - участник молодежного и детско-взрослого коллектива до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона N 489-ФЗ)), имеющий гражданство Российской Федерации (наставляемый).

Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации модели "старший товарищ по коллективу":

помощь наставляемым в профориентации, получении профессии и приобретении профессиональных компетенций;

помощь в реализации лидерского потенциала;

улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов;

оказание помощи в адаптации к новым условиям, создание конструктивной атмосферы внутри молодежного и детско-взрослого коллектива.

Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации модели "значимый взрослый":

помощь наставляемым в профориентации, получении профессии и приобретении профессиональных компетенций;

социальная адаптация наставляемого;

формирование у наставляемого традиционных ценностей.

При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе в качестве наставников могут выступать следующие граждане Российской Федерации:

участники молодежного и детско-взрослого коллектива;

представители предприятий и (или) организаций с целью получения наставляемыми актуальной информации, необходимой для дальнейшей личной самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства;

представители общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лица, принимавшие участие в специальной военной операции, физкультурно-спортивных организаций, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных ценностях;

педагогические и социальные работники, а также иные лица, включенные в формируемый, в соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящих на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Родители и (или) законные представители несовершеннолетнего наставляемого должны быть проинформированы о содержании и формах наставнических отношений, в которых участвует наставляемый, и имеют право прекратить их в любой момент.