к Федеральным авиационным правилам
1. В свидетельства, предоставляющие право выполнять функции частного пилота, коммерческого пилота, пилота многочленного экипажа, линейного пилота, в случаях, установленных пунктом 2.6 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 <1> (далее - ФАП N 147), вносятся квалификационные отметки о классе самолетов:
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701; с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 16 сентября 2015 г. N 276 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2015 г., регистрационный N 39387), от 2 февраля 2024 г. N 42 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2024 г., регистрационный N 77239). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 данный акт действует до 1 сентября 2026 г.
с одним двигателем, сухопутный (single engine land);
с одним двигателем, гидросамолет (single engine sea);
многодвигательный, сухопутный (multiengine land);
многодвигательный, гидросамолет (multiengine sea).
(п. 1 в ред. Приказа Минтранса России от 02.10.2025 N 313)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В свидетельство внешнего пилота, в свидетельство частного пилота, в свидетельство коммерческого пилота, в свидетельство пилота многочленного экипажа, в свидетельство линейного пилота, в свидетельство штурмана, в свидетельство бортинженера (бортмеханика), в свидетельство бортрадиста в случаях, установленных пунктами 2.7, 12.2, 13.2, 14.2 ФАП N 147, вносятся квалификационные отметки о типе воздушного судна, указанные в приложении N 4 к настоящим Правилам.
(в ред. Приказа Минтранса России от 02.10.2025 N 313)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии в приложении N 4 к настоящим Правилам обозначения типа воздушного судна отметка о типе воздушного судна указывается в соответствии с сертификатом типа (аттестатом о допуске к эксплуатации) воздушного судна.
В случае, если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то после квалификационной отметки о типе воздушного судна указывается "Co-pilot".
3. В свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна вносятся квалификационные отметки о классе сверхлегкого воздушного судна:
СВС с балансирным управлением (weight-shift control);
СВС с аэродинамическим управлением (aerodynamic control);
СВС со смешанным управлением (mixed control).
4. В свидетельство частного пилота, свидетельство коммерческого пилота вносятся квалификационные отметки о праве полетов по приборам с указанием вида воздушного судна, на котором разрешено выполнять полеты по правилам полетов по приборам:
полеты по правилам полетов по приборам - самолет (instrument airplane);
полеты по правилам полетов по приборам - вертолет (instrument helicopter).
5. В свидетельство пилота планера, свидетельство пилота свободного аэростата вносятся квалификационные отметки о праве полетов по приборам - "полеты по правилам полетов по приборам (instrument)".
6. В свидетельство, предоставляющее право выполнять функции члена экипажа воздушного судна, а также диспетчера управления воздушным движением, вносится квалификационная отметка инструктора (instructor).
7. В свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов должны быть внесены следующие квалификационные отметки:
а) "C" с указанием типов самолетов, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание, с правом подписи свидетельства о выполнении базового (периодического) технического обслуживания воздушных судов (Issue certificates of release to service following base maintenance on aircraft). В случае если права обладателя квалификационной отметки "C" ограничены правом подписи свидетельства о выполнении базового (периодического) технического обслуживания воздушных судов не более 5700 кг, то после слова "судов" указываются слова "не более 5700 кг", после слова "aircraft" - слова "below 5700 kg";
б) "A1" с указанием типов самолетов с газотурбинными двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
в) "B1.1" с указанием типов самолетов с газотурбинными двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
г) "A2" с указанием типов самолетов с поршневыми двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
д) "B1.2" с указанием типов самолетов с поршневыми двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
е) "A3" с указанием типов вертолетов с газотурбинными двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
ж) "B1.3" с указанием типов вертолетов с газотурбинными двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
з) "A4" с указанием типов вертолетов с поршневыми двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
и) "B1.4" с указанием типов вертолетов с поршневыми двигателями, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
м) "A6 Aeroplanes Piston below 5700 kg, no for air carriers";
н) "B1.6 Aeroplanes Piston below 5700 kg, no for air carriers";
о) "B1.7" с указанием видов (типов) беспилотных воздушных судов, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
р) "A8" с указанием видов (типов) беспилотных воздушных судов, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
с) "B2" с указанием видов (типов) беспилотных воздушных судов, техническое обслуживание которых разрешено выполнять обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов.
(п. 7 в ред. Приказа Минтранса России от 02.10.2025 N 313)
(см. текст в предыдущей редакции)
7(1). В свидетельстве специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов тип воздушного судна должен быть указан в соответствии с сертификатом типа (аттестатом о годности к эксплуатации) воздушного судна с указанием типа силовой установки.
(п. 7(1) введен Приказом Минтранса России от 02.10.2025 N 313)
8. В свидетельство диспетчера управления воздушным движением уполномоченным органом вносятся следующие квалификационные отметки:
а) квалификационная компетенция диспетчерского обслуживания воздушного движения:
диспетчер аэродрома (aerodrome controller);
диспетчер посадочного радиолокатора (approach precision radar controller);
диспетчер подхода (процедурный контроль и контроль с использованием систем наблюдения ОВД), approach controller (procedure and an ATS surveillance system control);
диспетчер контроля района УВД (процедурный контроль и контроль с использованием систем наблюдения ОВД), area controller (procedure and an ATS surveillance system control).
б) квалификационный уровень обладателя свидетельства диспетчера управления воздушным движением:
в) квалификационный допуск к работе обладателя свидетельства диспетчера управления воздушным движением:
г) результаты квалификационного тестирования обладателя свидетельства диспетчера управления воздушным движением (языковой аттестации по английскому языку) не ниже четвертого (рабочего) уровня по шкале ИКАО для оценки уровня владения языком <6>.
--------------------------------
<6> Дополнение А Приложения N 1 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.
д) результаты проверки уровня классной квалификации в рамках квалификационной отметки (отметок) обладателя свидетельства диспетчера управления воздушным движением путем установления и/или продления срока действия свидетельства.
(п. 8 введен Приказом Минтранса России от 09.12.2021 N 436)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875