Утверждаю

Министр Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

А.В.КУРЕНКОВ

28 ноября 2025 г.

Одобрена

на заседании Правительственной

комиссии по предупреждению

и ликвидации чрезвычайных ситуаций

и обеспечению пожарной безопасности

(протокол от 12 ноября 2025 г. N 10)

МЕТОДИКА
ПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Настоящая Методика проверки готовности исполнительных органов субъектов Российской Федерации к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет подходы в системе МЧС России к организации и проведению проверок готовности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и порядок их подготовки и проведения.

2. Настоящая Методика разработана в целях реализации подпункта 5 пункта 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868.

3. Проверки готовности исполнительных органов субъектов Российской Федерации к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - проверки) не являются мероприятиями по контролю и надзору.

4. Проверки готовности исполнительных органов субъектов Российской Федерации могут осуществляться одновременно с комплексными инспекторскими или тематическими проверками соответствующих территориальных органов МЧС России.

5. Целями проверок являются:

определение готовности исполнительных органов субъектов Российской Федерации к выполнению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

выявление проблемных вопросов при реализации задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оказание методической помощи проверяемым исполнительным органам субъектов Российской Федерации.

6. Готовность к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется в ходе:

изучения и анализа нормативных правовых актов и иных документов в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанных (изданных) исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

анализа вопросов организации подготовки должностных лиц исполнительных органов субъектов Российской Федерации и населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе деятельности учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

осмотра объектов гражданской обороны и проверки наличия запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации их учета и хранения;

осмотра и оценки состояния технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения с их практическим задействованием, без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей;

проведения командно-штабного учения (далее - КШУ) и иных практических мероприятий (в случае проведения).

7. Проверки проводятся по предварительному согласованию с исполнительными органами субъектов Российской Федерации до включения проверок в План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на очередной год и Комплексный план основных мероприятий МЧС России на очередной год (далее - планы мероприятий). Согласование проверок с исполнительными органами субъектов Российской Федерации осуществляется Департаментом гражданской обороны и защиты населения.

8. Проверки планируются на очередной год в ходе текущего планирования и включаются отдельными мероприятиями в планы мероприятий.

9. Проверки проводятся не чаще одного раза в 5 лет, их продолжительность не должна превышать 5 рабочих дней.

10. Для проведения проверки разрабатываются следующие документы:

приказ о создании и командировании комиссии МЧС России для проведения проверки;

программа проверки;

план проведения проверки.

11. В приказе о создании и командировании комиссии МЧС России для проведения проверки указываются состав комиссии и период проведения проверки.

12. Программа проверки и план проведения проверки не позднее чем за 30 календарных дней до начала работы комиссии МЧС России доводятся до субъекта Российской Федерации и соответствующего территориального органа МЧС России.

13. Программа проверки включает следующие сведения:

цели и основные вопросы проверки;

сроки проведения проверки;

объекты проверки (исполнительные органы субъекта Российской Федерации, организации, находящиеся в их ведении, организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне в интересах проверяемых исполнительных органов субъектов Российской Федерации);

перечень проводимых практических мероприятий и места их проведения, включая в случае проведения информацию о КШУ.

Программа проверки подписывается председателем комиссии МЧС России и утверждается заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющим координацию и контроль деятельности Департамента гражданской обороны и защиты населения (далее - заместитель Министра).

В случае если председателем комиссии МЧС России является заместитель Министра, программа проверки утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При разработке программы проверки могут быть учтены предложения исполнительных органов субъектов Российской Федерации и территориальных органов МЧС России.

14. План проведения проверки предназначен для организации работы комиссии МЧС России при проведении проверки.

План проведения проверки должен содержать перечень намеченных к проведению мероприятий, последовательность их выполнения, место и сроки проведения, ответственных исполнителей из состава комиссии МЧС России.

План проведения проверки подписывается заместителем председателя комиссии МЧС России и утверждается председателем комиссии МЧС России. В случае если заместитель председателя комиссии МЧС России не назначается, план проведения проверки подписывается одним из членов комиссии по решению председателя комиссии МЧС России.

15. При подготовке проверки члены комиссии МЧС России изучают программу проверки, имеющиеся отчетные, организационно-плановые и другие материалы.

16. Не позднее чем за 3 рабочих дня до выезда на проверку председателем комиссии (заместителем председателя комиссии) МЧС России проводится общий инструктаж членов комиссии, на котором уточняются сроки и порядок проведения мероприятий в ходе проверки, требования к оформлению материалов членами комиссии МЧС России по результатам проверки, а также организационные вопросы.

17. Территориальный орган МЧС России не позднее чем за 15 календарных дней до начала проверки представляет в Департамент гражданской обороны и защиты населения аналитическую справку о состоянии дел в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъекте Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящей Методике).

18. При прибытии комиссии МЧС России в субъект Российской Федерации председатель комиссии МЧС России:

представляется руководителям (заместителям руководителей) исполнительных органов субъекта Российской Федерации, руководителям организаций, участвующих в проверке;

на установочном совещании представляет членов комиссии МЧС России и проводит заслушивание должностных лиц проверяемых органов.

19. Комиссия МЧС России по согласованию с исполнительными органами субъекта Российской Федерации, организациями может посещать объекты гражданской обороны, проводить смотры готовности сил гражданской обороны, а также участвовать в других аналогичных мероприятиях.

20. КШУ может планироваться и проводиться только при одновременных совместных проверках исполнительных органов субъектов Российской Федерации и территориальных органов МЧС России.

21. Организация КШУ осуществляется территориальным органом МЧС России совместно с исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

22. Подготовка и проведение КШУ осуществляются в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565, и Методическими рекомендациями по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником В.Н. Яцуценко 27 августа 2021 г.

23. В ходе КШУ предусматривается отработка задач по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

24. По результатам проверки оформляется акт проверки готовности к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - акт проверки).

25. В акте проверки отражается следующая информация:

о выявленных нарушениях положений актов законодательства Российской Федерации, нормативных правовых (правовых) актов и других документов МЧС России, обязательных к исполнению;

о выявленных недостатках с указанием их негативных последствий;

о положительном (передовом) опыте;

о результатах проведения КШУ (в случае проведения);

об оказанной методической помощи;

предложения комиссии МЧС России по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Рекомендуемый образец акта проверки приведен в приложении N 2 к настоящей Методике.

26. Акт проверки составляется в 2-х экземплярах (экземпляр N 1 - для МЧС России, экземпляр N 2 - для субъекта Российской Федерации).

27. Акт проверки представляется для ознакомления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации или его заместителю, курирующему работу в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

28. Председатель комиссии МЧС России не позднее 10 рабочих дней после окончания проверки представляет акт проверки на утверждение заместителю Министра (в случае если председателем комиссии МЧС России является заместитель Министра, - Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

29. В течение 10 рабочих дней после утверждения акта проверки экземпляр N 2 направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (копия - в территориальный орган МЧС России) с предложением разработать и утвердить план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, указанных в акте проверки, а также ежеквартально информировать территориальный орган МЧС России о ходе его выполнения.

30. Утвержденный план мероприятий по устранению нарушений и недостатков согласовывается с территориальным органом МЧС России и направляется в адрес МЧС России не позднее 30 календарных дней после получения акта проверки.

31. Территориальный орган МЧС России оказывает методическую помощь исполнительным органам субъекта Российской Федерации в выполнении плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, а также ежеквартально информирует МЧС России о достаточности принятых исполнительными органами субъекта Российской Федерации мер в ходе его выполнения.

32. Результаты проверок используются при подготовке ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации и государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также информационных, аналитических и иных материалов.