Решение Верховного Суда РФ от 12.11.2025 N АКПИ25-690 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца пятого подпункта "б" пункта 19 (в части) Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, абзаца шестого пункта 2.2 (в части), пункта 2.8 (в части), подпункта 3.1.2 пункта 3.1 типовой формы соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2024 N 1229, подпунктов "а", "з" пункта 1 приложения N 1 (в части) и абзаца шестого пункта 2.2 (в части), пункта 2.8 (в части), подпункта 3.1.2 пункта 3.1 приложения N 2 к данным правилам>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2025 г. N АКПИ25-690

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Корнелюк Е.С.,

при секретаре Т.Д.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" о признании недействующими абзаца пятого подпункта "б" пункта 19 (в части) Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, абзаца шестого пункта 2.2 (в части), пункта 2.8 (в части), подпункта 3.1.2 пункта 3.1 типовой формы соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229, подпунктов "а", "з" пункта 1 приложения N 1 (в части) и абзаца шестого пункта 2.2 (в части), пункта 2.8 (в части), подпункта 3.1.2 пункта 3.1 приложения N 2 к данным правилам,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229 утверждены Правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (далее также соответственно - Правила, Договор, договор о порядке ликвидации последствий аварийных ситуаций и об использовании объектов электросетевого хозяйства) и типовая форма соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения (далее также соответственно - Типовая форма соглашения, Соглашение). Нормативный правовой акт 11 сентября 2024 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 16 сентября 2024 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 38.

Правила определяют требования к заключению, исполнению, изменению, расторжению, существенным условиям договора о порядке ликвидации последствий аварийных ситуаций и об использовании объектов электросетевого хозяйства, предусмотренного пунктом 2 статьи 46.4 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Согласно абзацу пятому подпункта "б" пункта 19 Правил к существенным условиям Договора относится, в частности, порядок взаимодействия территориальной сетевой организации и системообразующей территориальной сетевой организации при ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, указанных в пункте 2 Правил, на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения, предусматривающий в том числе обязанности территориальной сетевой организации оплатить работы по ликвидации последствий аварийных ситуаций на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на объектах электросетевого хозяйства, указанных в пункте 2 Правил, проведение которых обеспечено системообразующей территориальной сетевой организацией.

Приложение N 1 к Правилам содержит правила определения и внесения платы по договору о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, пунктом 1 которого предусмотрено, что плата по такому договору до передачи прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства системообразующей территориальной сетевой организации определяется и вносится в следующем порядке: цена обязательств по договору о порядке использования составляет сумму, обеспечивающую возмещение системообразующей территориальной сетевой организации затрат на обеспечение выполнения работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на объектах электросетевого хозяйства (далее - затраты на ликвидацию последствий аварийных ситуаций) (подпункт "а"); собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, являющийся стороной Договора, обязан оплатить работы по ликвидации последствий аварийных ситуаций, выполнение которых обеспечено системообразующей территориальной сетевой организацией, в течение 20 рабочих дней со дня сдачи результатов работ (подпункт "з").

В приложении N 2 к Правилам приведена типовая форма договора о порядке ликвидации последствий аварийных ситуаций и об использовании объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2.2 приложения N 2 к Правилам и абзацем шестым пункта 2.2 Типовой формы соглашения владелец объектов обязан в том числе оплатить работы по ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах, выполнение которых обеспечено системообразующей территориальной сетевой организацией.

Владелец объектов обязан оплатить работы по ликвидации последствий аварийных ситуаций в течение 20 рабочих дней со дня сдачи результатов таких работ (пункт 2.8 приложения N 2 к Правилам, пункт 2.8 Типовой формы соглашения).

Подпункт 3.1.2 пункта 3.1 приложения N 2 к Правилам, подпункт 3.1.2 пункта 3.1 Типовой формы соглашения предусматривают, что владелец объектов обязан возместить системообразующей территориальной сетевой организации стоимость произведенных ею неотделимых улучшений объектов (за исключением тех, которые в соответствии с условиями Договора и Соглашения производятся в качестве встречного предоставления за использование объектов электросетевого хозяйства).

Общество с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" (далее также - ООО "Энергия-Транзит", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца пятого подпункта "б" пункта 19 Правил, абзаца шестого пункта 2.2, пункта 2.8, подпункта 3.1.2 пункта 3.1 Типовой формы соглашения, подпунктов "а", "з" пункта 1 приложения N 1 (в части) и абзаца шестого пункта 2.2, пункта 2.8, подпункта 3.1.2 пункта 3.1 приложения N 2 к Правилам, предусматривающих возмещение системообразующей территориальной сетевой организации владельцем объектов электросетевого хозяйства расходов на ликвидацию аварийных ситуаций, в то время как расходы на эксплуатацию объектов, переданных в использование системообразующей территориальной сетевой организации владельцем объектов электросетевого хозяйства учитываются при установлении для системообразующей территориальной сетевой организации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, лишен источников возмещения таких расходов и с момента передачи объектов системообразующей территориальной сетевой организации не может нести ответственности перед потребителями электрической энергии, что противоречит первому предложению абзаца третьего части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацам шестому и восьмому пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике") и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Как указывает административный истец, Общество как собственник объектов электросетевого хозяйства до 1 января 2025 г. являлось территориальной сетевой организацией. Высшим должностным лицом Алтайского края системообразующей территориальной сетевой организацией в Алтайском крае определен филиал публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Алтайэнерго". После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229 системообразующая территориальная сетевая организация письмом от 12 сентября 2024 г. N 1.1/01/674 направила в ООО "Энергия-Транзит" оферту договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.

Министерство энергетики Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" Т.Г. поддержала заявленное требование.

Представитель Правительства Российской Федерации Л. возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" Т.Г., возражения представителя Правительства Российской Федерации Л., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно статье 5 которого Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики устанавливает Федеральный закон "Об электроэнергетике", который также определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).

Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) внесены изменения в часть 2 статьи 56 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации публичной власти), а также в Федеральный закон "Об электроэнергетике", вступившие в силу с 1 сентября 2024 г.

Этим же федеральным законом статья 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратила силу с 19 июня 2025 г. в связи с принятием Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) была дополнена частью 6, согласно которой органы местного самоуправления осуществляют передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

В соответствии с частью 8 статьи 64 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, устанавливающей порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, органы местного самоуправления осуществляют передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Частью 2 статьи 56 Закона об общих принципах организации публичной власти в редакции Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное владение и (или) пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, в том числе в муниципальную собственность, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, подлежат передаче в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона N 185-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике отнесено утверждение правил заключения, исполнения, изменения, расторжения, существенных условий договора, указанного в пункте 2 статьи 46.4 данного федерального закона (включая порядок возмещения стоимости неотделимых улучшений переданных по договору объектов в случае его прекращения, порядок определения платы по договору, в том числе требования к определению состава и размера затрат на ликвидацию последствий аварийных ситуаций), типовой формы такого договора, а также типовой формы соглашения, указанного в пункте 2 статьи 46.4 этого федерального закона.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 10 сентября 2024 г. приняло постановление N 1229, которым в том числе утвердило Правила и Типовую форму соглашения.

Порядок принятия и опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229, установленный Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", соблюден.

Следовательно, Правила и Типовая форма соглашения утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых предписаний нормативного правового акта нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об электроэнергетике" являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике" системообразующая территориальная сетевая организация на территории субъекта Российской Федерации (за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также за исключением территорий, технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и обеспечивает: эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, а также ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на указанных объектах электросетевого хозяйства; эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, права владения и пользования которыми перешли к системообразующей территориальной сетевой организации в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 данной статьи; ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и принадлежат территориальным сетевым организациям.

В целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны обеспечивать доступ системообразующей территориальной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства, в том числе в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Согласно названному выше пункту статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике" в целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации заключается договор о порядке ликвидации последствий аварийных ситуаций и об использовании объектов электросетевого хозяйства.

Заключение Договора между системообразующей территориальной сетевой организацией и территориальной сетевой организацией, а также собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства) является обязательным, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что под системообразующей территориальной сетевой организацией понимается территориальная сетевая организация, определенная решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации, функционирующая в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающая надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте Российской Федерации, в порядке и способами, которые указаны в названном федеральном законе.

Договор о порядке ликвидации последствий аварийных ситуаций и об использовании объектов электросетевого хозяйства является возмездным. Цена, определяемая Договором, составляет сумму, обеспечивающую возмещение в том числе системообразующей территориальной сетевой организации затрат на обеспечение выполнения работ по ликвидации на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства (абзац шестой пункта 3 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Абзацем одиннадцатым пункта 2 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что системообразующая территориальная сетевая организация до передачи прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, которые используются территориальной сетевой организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии, обеспечивает выполнение работ по ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства (при этом собственник или иной владелец объектов электросетевого хозяйства обязан обеспечить надлежащий доступ к объектам электросетевого хозяйства и возместить понесенные системообразующей сетевой организацией расходы).

Таким образом, возмещение понесенных системообразующей территориальной сетевой организацией расходов на выполнение работ по ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства установлено только до передачи прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства по договору о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.

Правила, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", должны предусматривать правила заключения, исполнения, изменения, расторжения, существенные условия указанного в пункте 2 статьи 46.4 названного федерального закона (включая порядок возмещения стоимости неотделимых улучшений переданных по Договору объектов в случае его прекращения, порядок определения платы по Договору, в том числе требования к определению состава и размера затрат на ликвидацию последствий аварийных ситуаций), типовую форму такого договора, а также Типовую форму соглашения, указанного в пункте 2 статьи 46.4 данного федерального закона.

Договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства призван обеспечить регулирование отношений по использованию электрических сетей и соответствующей инфраструктуры на случай непредвиденных ситуаций. Правительство Российской Федерации в пределах дискреционных полномочий конкретизировало порядок реализации установленных законом обязанностей системообразующей территориальной сетевой организацией в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по Договору.

Такое нормативное регулирование направлено на формирование в каждом субъекте Российской Федерации единого центра ответственности, отвечающего за надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей, что должно создать, помимо прочего, основы по устранению рисков неготовности территориальных сетевых организаций к ликвидации последствий аварий и повысить надежность и качество электроснабжения потребителей в субъектах Российской Федерации.

Исходя из положений абзаца второго пункта 1.1 и пункта 2.1 приложения N 2 к Правилам обязательства системообразующей территориальной сетевой организации обеспечивать ликвидацию последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства и корреспондирующие им обязательства владельца таких объектов электросетевого хозяйства возмещать системообразующей территориальной сетевой организации расходы на соответствующие работы возникают исключительно до того момента, как состоялась передача указанных объектов электросетевого хозяйства в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации.

Согласно требованиям пункта 4.1 приложения N 2 к Правилам такая передача производится только в случае, если на очередной период регулирования в отношении владельца объектов электросетевого хозяйства не установлены или не будут установлены цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, то есть когда владелец не имеет статуса территориальной сетевой организации.

После перехода прав владения и пользования объектов электросетевого хозяйства к системообразующей территориальной сетевой организации их эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, реконструкция и модернизация обеспечиваются системообразующей территориальной сетевой организацией как законным владельцем (пункты 6.1 и 6.2 приложения N 2 к Правилам).

Абзац десятый пункта 2 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике" содержит аналогичное положение, в силу которого системообразующая территориальная сетевая организация после передачи ей прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства обеспечивает в соответствии с обязательными требованиями эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, осуществляет приобретение электрической энергии в целях компенсации фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, а также осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Следовательно, после передачи объектов электросетевого хозяйства в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации условия договора о порядке ликвидации последствий аварийных ситуаций и об использовании объектов электросетевого хозяйства, касающиеся возмещения владельцем таких объектов электросетевого хозяйства расходов системообразующей территориальной сетевой организации на устранение последствий аварийных ситуаций на них, не применяются.

На момент передачи системообразующей территориальной сетевой организации на основании Договора прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства собственник таких объектов не имеет статуса территориальной сетевой организации (не является сетевой организацией).

Оспариваемые административным истцом нормы соответствуют общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, установленных статьей 6 Федерального закона "Об электроэнергетике", а также части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указанные нормы не регулируют непосредственно отношения, связанные с заключением договора о порядке ликвидации последствий аварийных ситуаций и об использовании объектов электросетевого хозяйства, а также с возмещением системообразующей территориальной сетевой организацией расходов на устранение последствий аварийных ситуаций.

Оспариваемые предписания изложены понятным и доступным образом, отвечают критериям правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении, а потому не могут расцениваться как нарушающие права административного истца.

Доводы административного истца, по существу, сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием в рассматриваемой сфере, а также к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее регулирование в части необходимости регламентации иного порядка, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат Федеральному закону "Об электроэнергетике" либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права административного истца в указанных им аспектах, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" о признании недействующими абзаца пятого подпункта "б" пункта 19 (в части) Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, абзаца шестого пункта 2.2 (в части), пункта 2.8 (в части), подпункта 3.1.2 пункта 3.1 типовой формы соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229, подпунктов "а", "з" пункта 1 приложения N 1 (в части) и абзаца шестого пункта 2.2 (в части), пункта 2.8 (в части), подпункта 3.1.2 пункта 3.1 приложения N 2 к данным правилам отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

Е.С.КОРНЕЛЮК