Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

VI. Правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки

VI. Правила стоянки судов в морском порту

и указание мест их стоянки

41. Стоянка судов в акватории морского порта должна осуществляться на якорных стоянках NN 408, 410, 412, 414, 415 и 416 и у причалов морского порта (сведения о якорных стоянках морского порта приведены в приложении N 6 к Обязательным постановлениям).

42. Постановка судна на якорь в морском порту должна производиться в соответствии с указаниями СУДС <18>.

--------------------------------

<18> Абзац шестой пункта 22 Общих правил.

43. В районах NN 647, 648, 649, 666, 670 акватории морского порта не допускаются постановка судов на якорь, лов рыбы придонными орудиями лова, осуществление подводных, дноуглубительных и взрывных работ и плавание судов с вытравленной якорь-цепью.

44. Во Внутренней гавани акватории морского порта постановка судов на якорь допускается с буксирным обеспечением при возникновении аварийных ситуаций на судах или опасных природных явлений <19> в морском порту.

--------------------------------

<19> Абзац двадцать третий статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе".

45. Швартовные операции <20> судов валовой вместимостью 500 и более, за исключением судов портового флота, в морском порту должны осуществляться с обязательным буксирным обеспечением (сведения о минимальном количестве и минимальной мощности буксиров для швартовных операций судов в морском порту приведены в приложении N 7 к Обязательным постановлениям).

--------------------------------

<20> Пункт 68 Общих правил.

46. Швартовка судна к причалу должна осуществляться швартовщиками, число которых определяется из расчета:

для судна валовой вместимостью 500 - 1 швартовщик;

для судна валовой вместимостью от 501 до 1500 - 2 швартовщика;

для судна валовой вместимостью от 1501 до 2500 - 3 швартовщика;

для судна валовой вместимостью от 2501 до 5000 - 4 швартовщика;

для судна валовой вместимостью от 5001 до 10000 - 6 швартовщиков;

для судна валовой вместимостью от 10001 до 20000 - 8 швартовщиков;

для судна валовой вместимостью более 20000 - 10 швартовщиков.

Швартовные операции танкеров у причалов нефтегавани Шесхарис должны осуществляться 6 швартовщиками независимо от валовой вместимости судна.

47. Одновременное проведение швартовных операций судов длиной более 80 метров на смежных причалах не допускается (сведения об условиях, ограничениях и очередности проведения безопасных швартовных операций судов у причалов морского порта приведены в приложении N 8 к Обязательным постановлениям).

48. Швартовка накатных судов с отдачей носовых якорей допускается кормой к причалам NN 4, 9, 14 и 17 Внутренней гавани морского порта при скорости ветров южных направлений не более 12 метров в секунду и при скорости ветров северных направлений не более 14 метров в секунду.

49. В морском порту допускается осуществление швартовных операций контейнеровозов:

длиной более 300 метров при скорости ветра не более 9 метров в секунду, волнении моря не более 0,5 метра, в светлое время суток;

длиной более 250 метров при скорости ветра не более 12 метров в секунду, за исключением осуществления швартовных операций судов к причалам NN 29 - 30 Внутренней гавани акватории морского порта;

длиной более 200 метров у причалов NN 29 - 30 Внутренней гавани акватории морского порта при скорости ветра не более 12 метров в секунду.

50. Осуществление швартовных операций судов длиной более 225 метров у причала N 23 Внутренней гавани акватории морского порта допускается при скорости ветра не более 12 метров в секунду.

Осуществление швартовных операций судов длиной более 180 метров у причалов NN 23, 25, 25а, 26 - 30, 32/2 - 32/4 Внутренней гавани акватории морского порта допускается при скорости ветра не более 14 метров в секунду.

51. Не допускается швартовка судов:

к причалам NN 4, 9, 14 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта, причалам NN 40, 40А и 41 гавани КСК при ветрах юго-восточного, южного, юго-западного направлений скоростью 12 метров в секунду и более;

к причалам NN 40, 40А и 41 гавани КСК при высоте волны более 1,5 метра;

к причалу терминала базы технического обслуживания флота (далее - БТОФ-терминал) при ветрах юго-восточного, южного, юго-западного направлений скоростью 12 метров в секунду и более, при ветрах иных направлений скоростью 14 метров в секунду или при высоте волны более 1 метра.

52. При осуществлении швартовных операций судов капитаны судов должны подходить к причалу N 1 нефтегавани Шесхарис курсом, параллельным причалу N 1 нефтегавани Шесхарис, с последующей остановкой судна на расстоянии 150 - 199 метров от причала N 1 нефтегавани Шесхарис при ветре, смещающем судно к причалу и на расстоянии 200 - 250 метров от причала N 1 нефтегавани Шесхарис, и при ветре, смещающем судно от причала.

Швартовные операции судов к причалу N 1 (площадка А) нефтегавани Шесхарис должны производиться с соблюдением следующих условий:

постановка судна к причалу N 1 (площадка А) нефтегавани Шесхарис должна осуществляться правым бортом;

подход судна к причалу N 1 (площадка А) должен осуществляться с разворотом судна и последующей остановкой судна напротив технологической площадки на расстоянии 150 - 199 метров от нее при отжимном ветре и на расстоянии 200 - 250 метров от нее при прижимном ветре;

подход судна к причалу N 1 (площадка А) должен осуществляться с буксирным обеспечением, параллельно причалу N 1 (площадка А).

53. Подход судов к причалам NN 2, 3, 5 и 8 нефтегавани Шесхарис должен осуществляться курсом, параллельным причалу, с последующей остановкой и подходом судна к причалу с буксирным обеспечением.

54. Постановка танкеров к причалам NN 6 и 7 нефтегавани Шесхарис должна осуществляться носом в сторону моря с отдачей якоря и вытравлением якорь-цепей от 4 до 6 смычек. Использование швартовных палов для разворота судна при швартовке не допускается.

55. Швартовные тросы с танкеров на причалы нефтегавани Шесхарис должны заводиться с помощью буксиров и судов портового флота.

56. Грузовые операции танкеров, судов-бункеровщиков у причалов нефтегавани Шесхарис, ВПУ Морского терминала, причалов NN 25 и 25а (причалы четвертой пристани), причалов NN 26 и 27 (причалы пятой пристани), у причала и на плавучем причале Азово-Черноморского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Морспасслужба" (далее - ФГБУ "Морспасслужба"), у причала БТОФ-терминала, причалов NN 5 и 6 гавани КСК не должны быть начаты либо должны быть прекращены в случаях:

пожара на танкере, судне-бункеровщике или на судне, находящемся вблизи танкера, судна-бункеровщика;

разлива нефти или нефтепродуктов на борту танкера, судна-бункеровщика или в акватории морского порта вблизи причалов нефтегавани Шесхарис, ВПУ Морского терминала, причалов NN 25 и 25а (причалы четвертой пристани), причалов NN 26 и 27 (причалы пятой пристани), на причале и на плавучем причале Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морспасслужба", у причала БТОФ-терминала, причалов NN 5 и 6 гавани КСК;

возникновения аварийной ситуации для танкера, судна-бункеровщика, инфраструктуры морского порта или окружающей среды;

возникновения опасных природных явлений в морском порту.

57. При нахождении танкера у причалов в нефтегавани Шесхарис должно быть обеспечено дежурство судна и буксира, готовых отвести танкер от причалов в нефтегавани Шесхарис в случае возникновения аварийной ситуации.

При нахождении танкера на Морском терминале должно быть обеспечено дежурство судна и буксира, готового отвести танкер от Морского терминала в случае возникновения аварийной ситуации.

58. В районе N 670 акватории морского порта не допускается движение двух и более танкеров.

59. Плавание судов, за исключением танкеров, следующих на швартовку к ВПУ Морского терминала или отходящих от ВПУ Морского терминала, по участку акватории морского порта радиусом 1000 метров от каждого ВПУ Морского терминала не допускается.

В случае захода судов на участок акватории морского порта радиусом 1000 метров от каждого ВПУ Морского терминала грузовые операции на танкере, ошвартованном к ВПУ Морского терминала, должны быть прекращены.

При усилении ветра и при штормовой погоде допускается заход судна на участок акватории морского порта радиусом 1000 метров от каждого ВПУ Морского терминала для посадки лоцмана на танкер без прекращения грузовых операций на танкере.

60. Швартовка судов к ВПУ Морского терминала должна производиться при высоте волны не более 2,5 метра.

61. Грузовые операции к ВПУ Морского терминала должны производиться при высоте волны не более 3 метров.

62. После швартовки танкера к ВПУ Морского терминала буксир, участвовавший в швартовной операции танкера, должен остаться с буксирным тросом, закрепленным за корму танкера.

63. Стоянка танкера у ВПУ Морского терминала не допускается при:

высоте волны у ВПУ Морского терминала более 4 метров;

повреждении плавучих шлангов или при угрозе повреждения плавучих шлангов;

усилении скорости ветра до 23 метров в секунду и более;

натяжении швартовного троса до 100 тонн-силы и более.

64. В случае невозможности обеспечить безопасную высадку лоцмана с судна после швартовки танкера к ВПУ Морского терминала и при штормовой погоде в морском порту лоцман должен находиться на танкере на протяжении всего времени швартовки танкера к ВПУ Морского терминала.

65. Отшвартовка танкера от ВПУ Морского терминала допускается:

по указанию капитана морского порта;

по инициативе капитана танкера с уведомлением оператора Морского терминала и капитана морского порта с использованием средств связи;

по инициативе оператора Морского терминала с уведомлением капитана морского порта с использованием средств связи.

66. При стоянке танкера у ВПУ Морского терминала не допускаются ремонт и техническое обслуживание судовых систем и устройств танкера, влияющих на готовность судна к немедленному отходу от ВПУ Морского терминала.

67. После отхода танкера от ВПУ Морского терминала капитан танкера должен незамедлительно покинуть район N 670 акватории морского порта.

68. Судам, ошвартованным к причалам морского порта, для проверки главных двигателей допускается проворачивание винтов на минимальных оборотах, перед отводом судов от причалов морского порта.

Перетяжка судна вдоль причала морского порта без буксирного обеспечения и лоцмана на борту судна допускается однократно на расстояние не более длины одного корпуса судна при скорости ветра не более 10 метров в секунду. При перетяжке судна вдоль причала морского порта не допускается отдача всех швартовных канатов, при этом главные двигатели судна должны быть готовы к работе.

Перетяжка танкеров у причалов нефтегавани Шесхарис, причалов NN 25 и 25а (причалы четвертой пристани), причалов NN 26 и 27 (причалы пятой пристани) должна осуществляться с лоцманом на борту судна и с буксирным обеспечением. Перетяжка танкеров у причалов нефтегавани Шесхарис, причалов NN 25 и 25а (причалы четвертой пристани), причалов NN 26 и 27 (причалы пятой пристани) без буксирного обеспечения с использованием судового оборудования и причальных устройств не допускается.

69. Главные двигатели, рулевое и якорное устройства судов, стоящих у причалов NN 4, 9, 14 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта, причала N 1 гавани СРЗ, причала N 38 ЮВГР, причалов NN 40, 40А и 41 гавани КСК, причала БТОФ-терминала, должны находиться в готовности к немедленному использованию для отвода судов от причалов морского порта при получении от метеорологической службы прогнозов об усилении скорости ветров южных направлений и о штормовой погоде.

70. Бункеровочные операции в морском порту должны осуществляться:

в нефтегавани Шесхарис, на причалах NN 25 и 25А (причалы четвертой пристани) и на причалах NN 26 и 27 (причалы пятой пристани), на причале и на плавучем причале Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морспасслужба" с использованием технологических трубопроводов с трубопроводной арматурой, у причала Морского терминала;

с судов-бункеровщиков у причалов морского порта;

на якорной стоянке N 416 морского порта.

Во Внутренней гавани акватории морского порта и на якорных стоянках NN 412, 414 и 415 морского порта допускается осуществление бункеровочных операций при отсутствии возможности судна следовать к местам бункеровки в морском порту.

На причале "Большой" гавани в поселке Алексино допускается бункеровка судов валовой вместимостью менее 500 топливом с автомашин.

71. Бункеровка судов не допускается:

при проведении грузовых операций на судне с грузами аммония нитрата и с аммиачно-нитратными удобрениями;

при проведении грузовых операций на судне с грузами подклассов 1.1 - 1.3 1 класса опасности, подклассов 2.3 и 2.4 2 класса опасности, 3 и 5 классов опасности Международной морской организации <21> (далее - ИМО), если топливоприемные устройства судна или бункеровщика находятся на расстоянии менее 10 метров от зоны погрузки грузов на судно и выгрузки грузов с судна;

--------------------------------

<21> Главы 2.1 - 2.3, и 2.5 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов от 1965 г. Принят Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации (ИМО) от 27 сентября 1965 г. N A.81(IV). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 г. Конвенция вступила в силу для Союза Советских Социалистических Республик 17 марта 1958 г.

при проведении грузовых операций на судне у причала нефтеналивного терминала, если нефтеналивной терминал не оборудован сливно-наливными устройствами, обеспечивающими налив двух и более видов грузов одновременно;

при наличии на борту судна палубного лесного груза;

при проведении огневых работ в радиусе менее 100 метров от места осуществления бункеровки;

у ВПУ Морского терминала.

72. Капитаны судов с опасными грузами на борту, стоящих у причалов морского порта, должны быть готовы к незамедлительному отводу судов от причалов морского порта.

73. Буксировка и перестановка судов с выведенными из эксплуатации главными двигателями, рулевым или якорным устройствами и несамоходных судов в морском порту допускаются при скорости ветра не более 14 метров в секунду.

74. Швартовные операции и движение судов в морском порту при скорости ветра более 17 метров в секунду не допускаются, за исключением случаев:

швартовки судна к ВПУ Морского терминала;

наличия на борту судна больного с симптомами заболеваний, представляющих опасность для окружающих <22>;

--------------------------------

<22> Часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

возникновения аварийной ситуации на борту судна либо на причале морского порта, у которого ошвартовано судно;

связанных с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения и (или) уничтожения имущества на судне либо на причале морского порта, у которого ошвартовано судно;

небезопасной стоянки судна у причала морского порта либо на якорной стоянке морского порта.

Швартовка судна к ВПУ Морского терминала допускается при скорости ветра не более 20 метров в секунду.

75. При получении капитаном судна штормового предупреждения от капитана морского порта капитан судна должен в соответствии с рекомендациями СУДС по указанию капитана морского порта <23> выйти из морского порта в случае, если место якорной стоянки судна расположено в акватории морского порта.

--------------------------------

<23> Пункты 27 и 62 Общих правил.

76. При получении предупреждения от метеорологической службы об усилении скорости ветра северо-восточного направления капитаны судов, стоящих у причалов NN 4, 5, 6, 6А, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20, 23, 24, 25А, 27, 29, 30, 31 и 32/5 Внутренней гавани акватории морского порта, причала N 39 ЮВГР, причала гавани КСК N 40А, должны завести дополнительные швартовные канаты.

При получении предупреждения от метеорологической службы об усилении скорости ветра северо-восточного направления до 30 метров в секунду и более капитаны судов, стоящих у причалов NN 4, 5, 6, 6А, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20, 23, 24, 25А, 27, 29, 30, 31 и 32/5 Внутренней гавани акватории морского порт, причала N 39 ЮВГР, причала N 40А гавани КСК, должны незамедлительно предпринять действия по отводу судов от причалов NN 4, 5, 6, 6А, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20, 23, 24, 25А, 27, 29, 30, 31 и 32/5 Внутренней гавани акватории морского порта, причала N 39 ЮВГР, причала N 40А гавани КСК на якорные стоянки морского порта либо покинуть морской порт.

При получении предупреждения от метеорологической службы об усилении скорости ветра северо-восточного направления до 18 метров в секунду и более капитаны судов валовой вместимостью более 15000 тонн в балласте и капитаны контейнеровозов длиной более 220 метров должны незамедлительно предпринять действия по отводу судов и контейнеровозов от причалов NN 4, 5, 6, 6А, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20, 23, 24, 25А, 27, 29, 30, 31 и 32/5 Внутренней гавани акватории морского порта, причала N 39 ЮВГР на якорные стоянки либо покинуть морской порт.

77. Капитаны судов валовой вместимостью более 15000 тонн в балласте, стоящих у причалов NN 9 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта:

правым бортом при штормовой погоде и усилении скорости ветра северо-восточного направления до 20 метров в секунду и более (для судов длиной 225 метров) и до 25 метров в секунду и более (для судов длиной 190 метров и более) должны незамедлительно предпринять действия по отводу судов от причалов NN 9 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта на якорные стоянки либо покинуть морской порт;

левым бортом при штормовой погоде и усилении скорости ветра северо-восточного направления до 25 метров в секунду и более должны завести с судна дополнительные швартовные канаты.

При штормовой погоде и усилении скорости ветров западных или северо-западных направлений до 18 метров в секунду и более, ветров северных, северо-восточных или восточных направлений до 25 метров в секунду и более капитан судна, стоящего у причала N 40А гавани КСК, в соответствии с указаниями капитана морского порта должен незамедлительно предпринять действия по отводу судна от причала N 40А гавани КСК на якорные стоянки либо покинуть морской порт.

78. Капитаны накатных судов, стоящих у причалов NN 4, 9, 14 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта кормой к причалам с отдачей носовых якорей, должны незамедлительно предпринять действия по отводу накатных судов от причалов NN 4, 9, 14 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта на якорные стоянки либо покинуть морской порт при штормовой погоде или при усилении скорости ветров:

восточного и северо-западного направлений до 15 метров в секунду и более;

северо-восточного направления до 17 метров в секунду и более (для причала N 4 морского порта);

северо-восточного, восточного и западного направлений до 15 метров в секунду и более, северного и северо-западного направлений до 17 метров в секунду и более (для причалов NN 9, 14 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта).

79. При штормовой погоде и усилении скорости ветров южных направлений до 14 метров в секунду и более капитаны судов, стоящих у причалов NN 4, 9, 14 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта, причала N 1 гавани СРЗ, причала N 40А гавани КСК, причала БТОФ-терминала, капитаны судов длиной менее 100 метров, стоящих у причалов NN 10 - 13 Внутренней гавани акватории морского порта, в соответствии с указаниями капитана морского порта должны быть готовы к незамедлительному отводу судов от причалов NN 4, 9, 14 и 17 Внутренней гавани акватории морского порта, причала N 1 гавани СРЗ, причала N 40А гавани КСК, причала БТОФ-терминала, причалов NN 10 - 13 Внутренней гавани акватории морского порта на якорные стоянки или покинуть морской порт.

При штормовой погоде и при высоте волнения моря более 2,3 метра капитаны судов, стоящих у причалов NN 40 и 40А гавани КСК, в соответствии с указаниями капитана морского порта должны незамедлительно предпринять действия по отводу судов от причалов NN 40 и 40А гавани КСК на якорную стоянку либо покинуть морской порт.

При штормовой погоде или при усилении скорости ветров юго-восточных, южных, юго-западных направлений до 14 метров в секунду и более или при высоте волнения моря более 1,5 метра капитан контейнеровоза длиной более 294 метров в соответствии с указаниями капитана морского порта должен незамедлительно предпринять действия по отводу судна от причала N 38 ЮВГР на якорную стоянку либо покинуть морской порт.

80. При штормовой погоде и при высоте волнения моря более 1 метра капитаны судов длиной менее 90 метров, стоящих у причалов NN 40, 40А и 41 гавани КСК, причала БТОФ-терминала, должны незамедлительно предпринять действия по отводу судов от причалов NN 40, 40А и 41 гавани КСК, причала БТОФ-терминала на якорные стоянки либо покинуть морской порт.

81. При штормовой погоде или при усилении скорости ветра северо-восточного направления до 14 метров в секунду и более капитаны судов, ошвартованных у причалов NN 1, 1 (площадка А), 6 нефтегавани Шесхарис, в соответствии с указаниями капитана морского порта должны незамедлительно предпринять действия по отводу судов от причалов NN 1, 1 (площадка А), 6 нефтегавани Шесхарис на якорную стоянку N 416 либо покинуть морской порт.

При штормовой погоде или при усилении скорости ветров южных направлений до 14 метров в секунду и более капитаны судов, стоящих у причалов NN 1, 1 (площадка А), 4, 5, 6, 7, 8 нефтегавани Шесхарис, в соответствии с указаниями капитана морского порта должны незамедлительно предпринять действия по отводу судов от причалов NN 1, 1 (площадка А), 4, 5, 6, 7, 8 нефтегавани Шесхарис на якорные стоянки либо покинуть морской порт.

82. При штормовой погоде или при усилении скорости ветра северо-восточного направления до 17 метров в секунду и более, при покрытии наледью судов, стоящих у причалов гавани в поселке Алексино, капитаны судов должны незамедлительно покинуть гавань в поселке Алексино.

83. Капитаны судов, стоящих на якорной стоянке N 414, при штормовой погоде или при усилении скорости ветров южных направлений в соответствии с указаниями капитана морского порта должны снять суда с якорей и перейти на якорные стоянки NN 412, 415 и 416 либо покинуть морской порт.

84. Капитаны судов, стоящих на якорной стоянке N 412, при штормовой погоде или при усилении скорости ветра северо-восточного направления в соответствии с указаниями капитана морского порта должны снять суда с якорей и перейти на якорные стоянки NN 408, 410, 414, 415 и 416 либо покинуть морской порт.

85. При возникновении опасного природного явления, которое может повлечь возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности судов, и представляет угрозу жизни и здоровью людей, безопасности мореплавания и окружающей среде, по указанию капитана морского порта допускается постановка судов к причалам морского порта, обеспечивающим укрытие судов, до прекращения действия указанных явлений.

86. Стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, для проведения бункеровочных операций допускается у причалов Внутренней гавани акватории морского порта, причалов гавани СРЗ, гавани ЮВГР, гавани в поселке Алексино, причала Морского терминала по согласованию с оператором морского терминала (причала) и с разрешения капитана морского порта.

87. Судно, поставленное на длительную стоянку <24>, должно быть ошвартовано к причалу морского порта, у которого осуществляется безопасная стоянка судна, не препятствующая движению судов и проведению грузовых операций в морском порту.

--------------------------------

<24> Пункты 101 - 103 Общих правил.

88. Выполнение водолазных работ в акватории морского порта и на подходах к нему должно осуществляться с разрешения капитана морского порта <25>.

--------------------------------

<25> Пункт 15 Общих правил.